Вторник, 20.11.2018, 01:25
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи управления образования администрации города Донецка


Меню
Категории раздела
Социальный педагог знает [5]
Заботливый родитель [12]
Дневник детства [14]
Заметки психолога [16]
Вход
Новые статьи
[27.09.2018]
Методические рекомендации "Организация деятельности социального педагога с детьми и семьями льготных категорий" (0)
[27.09.2018]
Рисование согревает душу! (0)
[02.08.2018]
Дети не врут! Они "заслуживают" любовь! (0)
[29.06.2018]
Лето! Пора отпусков! А особенный ребенок всегда рядом! (0)
[06.06.2018]
Цикл профориентационных буклетов "Введение в профессию" (0)
Поиск
Поделиться
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Психологическая служба » Социальный педагог знает

Экспериментальный метод в обучении младших школьников

  Этап развития современной системы образования  характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации.Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения..В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения.Известно, что до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни.

  Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимо определенные навыки мышления и качества личности. Умения анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, уметь дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенкунеобходимо войти в этот мир.Важным фактором, влияющим на изменение содержания образования в начальной школе, является то, что современные дети сильно изменились.  Во-первых, резко возросла их информированность, однако при этом информация, которую дети получают, бессистемна, чрезмерна и иногда даже агрессивна. Меняются информационные источники: дети мало читают классическую художественную литературу и отдают предпочтение Интернету, телевидению, фильмам, видео. Во-вторых, ограниченность общения со сверстниками препятствует развитию коммуникативных умений, эмоциональной отзывчивости, нравственных норм.

  В современном обществе существует потребность в активных  людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных  к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.В целом в теории и практике образования осознается и используется потенциал проектной деятельности для изменения содержания образования, развития личностных качеств учащихся и углубления предметных знаний и умений. В условиях такого обучения педагог для учащегося – партнер, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению и жизни в целом. Это требует от педагога не только хорошей общей и предметной эрудиции, но и умения передавать эти сведения детям, быть способным планировать и организовывать совместное проектирование и исследовательский поиск и, самое важное, уметь пробуждать в детях к этому вкус и интерес  Другими словами, при переходе к проектированию педагоги не всегда готовы менять свою позицию в организации совместной деятельности с учениками от руководителя к участнику и организатору совместной деятельности

  Отсюда проблема исследования заключается в том, что на сегодняшний день учителя начальной школы нуждаются в более детальном разъяснении особенностей проектной деятельности младших школьников. Большинство учителей-практиков пользуются лишь частями метода проектов, не имея достаточной информации о структуре проектной деятельности, о формах работы над проектами, о типах проектных заданий, о содержании проектной деятельности младших школьников и, конечно, об особенностях её организации.

  Метод проектовспособы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

  Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению  вглубь явлений, процессов

.  Таким образом, проектная деятельность младших школьников имеет определённую методику осуществления, основанную на методе проектирования.

. Проектная деятельность в начальных классах – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Основным отличием учебной проектной деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретаются навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.

 Следовательно, говоря о проектной деятельности младших школьников мы, прежде всего, имеем ввидудеятельность, осуществляемую учащимися по решению проектных задач, которые приведут к созданию «проектного продукта». Возможности метода проектов, деятельностного подхода в обучении для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.    Наглядно это можно увидеть в таблице.Таблица 1.

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности.

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания.

Рекомендует источник получения информации.

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы.

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результата.

Активен

Создаёт условия для активности школьника.

Субъект обучения

Партнер ученика.

Несет ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

 

  Учебный проект с точки зрения учащегося это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

  Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Итак, учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

  Исследователи характеризуют метод проекта как:

  • личностно-ориентированный;
  • обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
  • развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
  • формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
  • воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
  • интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;
  • здоровьесберегающий.
  • Однозначных требований к условиям организации проектной деятельности в начальной школе нет, но за основу можно взять следующие основные принципы проектной деятельности.
  • проект должен быть посильным для выполнения;
  • создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку);
  • вести подготовку учащихся к выполнению проектов;

обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы

  • обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме .

  При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

  Что касается успешности организации проектной деятельности в начальных классах, то здесь могут помочь рекомендации, составленные учителями и применяемые ими на практике:

  • формирование умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий (в первом классе основное внимание нужно уделить развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привить интерес к познавательной деятельности, расширять детский кругозор);
  • использовать проблемное введение в тему урока, постановку цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, выдвижение идеи (мозговой штурм), постановку вопроса (поиск гипотезы); формулировку предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа выполнения задания; составление аннотации к прочитанной книге, поиск дополнительной литературы; подготовку сообщения, самоанализ и самооценку, рефлексию, поиск альтернативных способов решения проблемы;
  • исследования. К 3 – 4 классу переходить к групповым, а затем к индивидуальным проектам;
  • для работы над проектом класс можно разбить на 4 группы. Оптимально создавать группу не более 5–6 человек. Каждая из этих групп работает над одним «проблемным вопросом»;
  • особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
  •    исследования.  К 3 – 4 классу переходить к групповым, а затем к индивидуальным проектам;
  • для работы над проектом класс можно разбить на 4  группы. Оптимально создавать группу не более 5–6 человек. Каждая из этих групп  работает над одним «проблемным вопросом»;
  • особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

  Таким образом, успешность проектной деятельности в начальных классах напрямую зависит от условий её организации.

 Этапы осуществления проектной деятельности младшими школьниками под руководством учителя.

  В целом в проектной деятельности младших школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • планирующий подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.

  Задания, которые помогут учащимся овладеть знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска.

1. Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон):

а) задание «Посмотри на мир чужими глазами». Учитель читает детям неоконченный рассказ.

б) задание «Тема одна – сюжетов много».

Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема «Осень», «Город», «Лес»… можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях, школьников, идущих в школу и т. д.);

в) задание «Составь рассказ, используя данную концовку».

«…Так я и не выучил стихотворение».

2. Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное):

а) задание «Давайте вместе подумаем».

Почему у белого медведя нос чёрный?

Гипотезы (предложенные детьми). 1). Может быть, чтобы быть заметным и его боялись окружающие?

2). Наверное, потому что всё время держит его по ветру, чтобы дорогу запоминать?

б) упражнения на обстоятельства.

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Например, соль, сахар, мобильный телефон;

в) задания типа «Найди возможную причину события»: машина резко затормозила, молоко прокисло.

3. Развитие умений задавать вопросы:

а) задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?);

б) задание «Найди загадочное слово». Дети задают друг другу разнее вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».

в) игра «Угадай, о чем спросили». Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.

Например: на карточке написано «Почему совы охотятся ночью?» Ребенок отвечает «Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью». Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.

4. Подбор литературы по заданной теме.

а) рассмотри выставку книг на доске. На каждой книге ты видишь номер. Выбери и запиши номера тех книг, которые рассказывают:

  • об использовании человеком науки и техники;
  • об истории человечества;
  • об исследователях и учёных;

б) ориентировка в словаре, справочной литературе:

  • возьми детскую энциклопедию и запиши, на каких страницах находится информация о ________________________________________;

в) ориентировка в тексте, ключевые слова.

В книге «Введение в историю» открой стр.____ . Найди ключевое слово третьего абзаца. Запиши его ____________________.

Ответы на вопросы к тексту:

  • найди статью «Растения луга». Найди в статье и запиши слова, которые следует запомнить _________________________________________;
  • найди статью «Вода и её свойства». В конце статьи есть вопросы для повторения. Прочитай вопрос №3. Найди на него ответ в тексте. Ответь одним предложением;
  • в разделе «Растения и животные водоёма» найди статью «Необычное? Нет, обычное»: о чём рассказывает эта статья? Определи тему.

Данные задания можно адаптировать для любого класса начальной школы, и они послужат прекрасной подготовкой к введению проектной деятельности.

  Таким образом, используя материалы  по использованию методов проектов  и список примерных тем проектов для младших школьников, многие преподаватели смогли реализовать метод проектов в своей работе. Следовательно,  гипотеза о том, что учителя-практики, имеющие достаточно чёткую и конкретную информацию об особенностях проектно- исследовательской деятельности младших школьников, смогут чаще и эффективнее использовать метод проектов на уроках, а также во внеурочной и внеклассной деятельности, подтвердилась.

Николаева Т.А.,

социальный педагог

МОУ «ГИТ № 61 г.Донецка»

Категория: Социальный педагог знает | Добавил: cppimsp (30.05.2017)
Просмотров: 220 | Теги: статьи | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar