Четверг, 28.03.2024, 18:54
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи управления образования администрации города Донецка


Меню
Категории раздела
Социальный педагог знает [6] Заботливый родитель [17]
Дневник детства [18] Заметки психолога [26]
Вход
Новые статьи
[26.02.2024]
Елизавета "Мое увлечение" (0)
[05.12.2023]
Талант Леры (0)
[30.11.2023]
Тема "Что такое хорошо, что такое плохо. Нравственное воспитание детей и подростков" (0)
[31.10.2023]
Тема "Важность доверительных отношений. Когда дети говорят неправду" (0)
[05.10.2023]
«Поросёнок Джейкоб» (0)
Поиск
Поделиться
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Психологическая служба » Заметки психолога

Психологическое сопровождение преемственности развития детей на этапе "детский сад - начальная школа".

  Преемственность - это общий закон развития, который заключается в том, что каждая новая ступень его поступательного движения непосредственно выводится из предыдущей и тесно связана с ней, сохраняя все ценное, положительное от предыдущего этапа. Так, с точки зрения философии, преемственность характеризуется связью между старым и новым в процессе развития, тем, что предшествующее развитие сохраняет и служит основой совершенствования, дальнейшего движения вперед на более высокую ступень в преобразованном мире. Применительно к осуществлению учебно-воспитательной работы с детьми преемственность дает возможность установить связь между тем, что достигнуто ребенком на данном этапе обучения и дальнейшем его развитием, совершенствованием того ценного, без чего невозможно продвижение вперед. Благодаря преемственности обеспечивается непрерывность воспитания и обучения, сохранение того положительного, что накоплено ребенком в предшествующие годы, и осуществляется его развитие на новой ступени взросления в соответствии с потребностями и интересами растущей личности. 
  Самой актуальной задачей психологического сопровождения развития ребенка при его переходе из детского сада в начальную школу становится получение данных, на основе которых можно не просто корректировать образовательный процесс при появлении симптомов дезадаптации, неуспеваемости, нарушений межличностного взаимодействия, но, зная «предысторию» детей, пришедших в школу из детского сада, прогнозировать то, в чем именно и в каких формах может наиболее вероятно проявить себя. 
 Я хочу выделить основные формы психологического сопровождения преемственности развития детей в системе «детский сад – начальная школа», используемые мной в работе: 
  1. Профессиональная позиция педагога - психолога, предполагающая мое участие в учебно-воспитательном процессе детского сада и школы. В первую очередь я забочусь о психологическом здоровье своих воспитанников и из года в год привлекаю их к творческому развитию, как на ступеньках детского сада, так и в последствии в начальной школе. Воспитание духовных ценностей, толерантности, дружеских отношений между ними, отзывчивости – это главные цели, которые мне помогает решить одно из важных мероприятий - «Неделя психологии». Одна из коллективных работ «Чудо-дерево» стала символом нашего учебного заведения, на ней каждый ребенок оставил в виде пуговички – частичку своей души. 
  2. Организация общей игровой и развивающей деятельности, в которой дети находятся одним дружными и сплоченным коллективом. Школьники завсегдатаи в детских группах, участники совместных мероприятий: 
• Акции «Подари игрушку малышу» 
• Совместные праздники-инсценировки «Колядки для малятки», «До свиданья детский сад, здравствуй школа» 
• Художественные марафоны «Вместе рисуем и вместе живем» 
• От мала до велика совместно участвуем в спортивных олимпиадах «Малыш» 
• Вместе смотрим мультфильмы и проживаем инсценировки кукольного театра 
• Дошкольники осваивают рабочее место ученика, изучают правила поведения в школе 
• Важным элементом преемственности-это совместное участие детей в различных музыкально-вокальных конкурсах. С песней о Донецке наши воспитанники не раз становились призерами Республиканских и городских мероприятий. 
  3. Сотрудничество воспитателей и педагогов в разработках адаптивных занятий для детей 6 лет «Подготовишки». Три из которых стали победителями в номинации «Подарок первокласснику» и были розданы к 1 сентября всем маленьким ученикам нашего города. 
  4. На протяжении 9 лет на базе Донецкого учебно-воспитательного комплекса №16 ежегодно проходит «Школа будущего первоклассника», целью которой является создание благоприятного социально-психологического климата на пороге школы, объединение всех участников преемственной связи, активизации чувств, переживаний и действий родителей в связи с предстоящей школьной жизнью детей, предоставление родителям практического опыта игрового партнерства с детьми. Во время проведения занятий стараемся акцентировать внимание родителей на общей личностной подготовке ребенка к школе, а не специальной, связанной с областями знаний, востребованной в начальной школе. Подчеркнем, что большинство этих умений нельзя сформировать напрямую. Приводим пример структуры социальной компетенции для того, чтобы взрослый наблюдатель мог сравнить поведение конкретного ребенка с эталонным поведением социально компетентного дошкольника (старше 5-7 лет).
         I. Навыки адаптации к образовательному учреждению 
               1. Умение слушать 
               2. Умение обращаться за помощью 
               3. Умение выражать благодарность 
               4. Умение следовать полученной инструкции 
               5. Умение доводить работу до конца 
               6. Умение вступать в обсуждение 
               7. Умение предлагать помощь взрослому 
               8. Умение задавать вопросы 
               9. Умение заявлять о своих потребностях 
             10. Умение сосредотачиваться на своем занятии 
             11. Умение исправить недостатки в работе 
        II. Навыки общения со сверстниками 
             12. Умение знакомиться 
             13. Умение присоединиться к играющим детям 
             14. Умение играть по правилам игры 
             15. Умение просить об одолжении 
             16. Умение предлагать помощь сверстнику 
             17. Умение выражать симпатию 
             18. Умение принимать комплименты 
             19. Умение проявлять инициативу 
             20. Умение делиться 
             21. Умение извиняться 
        III. Навыки обхождения с чувствами 
             22. Умение воспроизводить основные чувства 
             23. Умение выражать чувства 
             24. Умение распознавать чувства другого 
             25. Умение сочувствовать 
             26. Умение обращаться с собственным гневом 
             27. Умение реагировать на гнев другого человека 
             28. Умение справляться со страхами 
             29. Умение переживать печаль 
        IV. Навыки альтернативы агрессии 
             30. Умение мирно отстаивать свои интересы 
             31. Умение выражать недовольство 
             32. Умение спрашивать разрешения 
             33. Умение спокойно реагировать, когда не принимают в общую деятельность группы 
             34. Умение адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят 
             35. Умение проявлять толерантность 
             36. Умение принять последствия собственного выбора (отношение к своей ошибке) 
             37. Умение реагировать на незаслуженные обвинения 
             38. Умение реагировать в ситуации, когда виноват 
        V. Навыки преодоления стресса 
             39. Умение проигрывать 
             40. Умение обходиться с чужой собственностью 
             41. Умение говорить «нет» 
             42. Умение справляться с ситуацией игнорирования 
             43. Умение справляться со смущением 
             44. Умение справиться с накопившимся стрессом с помощью двигательной  активности 

  5. Совместные задачи детского сада и школы по реализации годового плана: 
• Объединить усилие учителей начальной школы и воспитателей детского сада по созданию условий для успешного обучения в первом классе. 
• Совершенствовать работу воспитателей по развитию у дошкольников интеллектуальных умений, необходимых для успешного обучения в начальной школе: 
-разговорной речи и самостоятельного связного речевого высказывания; 
-фонематического слуха. 
• Направить усилия воспитателей на выработку у дошкольников самостоятельности, ответственности и активности в выполнении заданий и поручений взрослых. 
• Способствовать поддержке и развитию творческой инициативы и способностей дошкольников к творческой деятельности. 
• Учителям начальной школы изучить индивидуальные особенности дошкольников и систему проведения учебных занятий воспитателями подготовительной группы детского сада. 
• Проводить совместные внеклассные мероприятия учащихся начальной школы и воспитанников детского сада для более успешной их адаптации в первом классе. 
По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель, учитель начальных классов, психолог так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог и одна общая задача любить и воспитывать подрастающее поколение нашей молодой Народной Республики. 

 

Материал подготовила Клевцова Ю.В., 
практический психолог МОУ "Учебно-воспитательный комплекс №16 г. Донецка"

 

Категория: Заметки психолога | Добавил: cppimsp (08.09.2016)
Просмотров: 765 | Теги: преемственность, психология | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar