Ключевые слова: азбука человековедения; воспитательная функция; гражданская позиция; жизненная компетентность; интегрированный курс; культурные ценности; психологическая культура; ценностные установки.
Чтобы сделать из людей
хороших граждан,
им следует дать возможность
проявлять свои права граждан
и исполнять обязанности граждан.
С. Смайлс
Каждый человек, живущий в XXI веке, который вступает во взаимодействие с другими людьми, организациями, государством, должен понимать, что для построения правового демократического государства необходимы соответствующие знания, навыки, ценностные установки и ориентации в сознании молодого поколения. Без таких знаний невозможно понять все происходящее в современном обществе, а без такого понимания невозможны верные решения и эффективные действия [2]. На повестку дня ставится необходимость включения активного гражданского и патриотического воспитания и образования в систему школьного обучения.
Комплексные вопросы истории образования, проблемы развития образования в современном мире сформулированы в трудах В.В.Анисимова, Е.Л.Белкина, В.Г.Горецкого, В.И.Загвязинского В.П.Симонова, В.В.Розанова, В.З.Смирнова, В.Д.Шадрикова, Е.А.Ямбурга. Проблемы гражданского, исторического, правового, политологического образования рассматривали А.Я.Азаров, В.В.Вяземский, К.С.Гаджиев, Г.П.Давыдов, В.О.Мушинский, А.Ф.Никитин, Е.А.Певцова.
Цель статьи: привлечь внимание работников образования к необходимости формирования у младших школьников правовой, гражданской, психологической культуры, развития их жизненной компетентности
Формирование правовой и гражданской культуры должно начинаться с первых шагов ребенка в школе. Курс гражданского образования в начальных классах является необходимой подготовкой к более зрелому восприятию данной проблематики в средних и старших классах. Он имеет также и самостоятельную ценность: всестороннее развитие индивидуальности ребенка.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретёт умение учиться, не научится дружить, не ощутит уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких физических затрат.
Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Авторская программа «Азбука человековедения. Интегрированный курс» (составители И.В.Волоховская и В.А.Волоховский) для учащихся 1-4 классов поможет решить вопросы, связанные с правовым и гражданским образованием, которое для детей данного возраста носит преимущественно воспитательный характер (воспитание в духе прав человека). Тем самым она направлена на формирование у детей чувства личного достоинства, уверенности, развитие навыков уважения чужого достоинства и расширение общего кругозора ребенка во взаимоотношениях в человеческом обществе.
Программа наполнена большим психологическим содержанием, которое стимулирует желание ребенка познавать самого себя и окружающих, знакомит детей с некоторыми моральными нормами и помогает эмоционально познать, что такое добро и зло, равенство и неравенство, справедливость и несправедливость, права и обязанности, уважение и честь.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. В процессе усвоения программы дети постепенно смогут овладеть своими психическими процессами, научиться управлять вниманием, памятью, мышлением, усвоят содержание учебной деятельности, направленной на удовлетворение познавательных потребностей.
Цель программы: формировать у учащихся начальной школы правовую, психологическую культуру, вырабатывать у них гражданскую позицию, содействовать развитию жизненной компетентности.
Основные задачи программы:
- развитие познавательных способностей учащихся 1-4 классов;
- формирование навыков рефлексии и самосовершенствования;
- создание условий для развития творческого потенциала учащихся;
- воспитание культуры поведения;
- формирование коммуникативных навыков;
- развитие потребности детей в познании самого себя и других, в понимании равенства людей через их сходства и различия;
- становление чувства собственного достоинства;
- формирование позитивного мышления;
- обучение детей навыкам саморегуляции;
- оказание помощи в интеллектуальном, физическом и духовном развитии школьников;
- содействие пониманию учащимися своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
Программа «Азбука человековедения. Интегрированный курс» разработана для учащихся 1-4 классов с учетом их возрастных особенностей и направлена на всестороннее развитие ребенка. Получение новой информации осуществляется через выполнение и осознание смысла практических заданий, участие в разнообразных играх. Такая форма работы позволяет не только усвоить теоретические знания, но и на их основе моделировать и проигрывать жизненные ситуации, высказывать свою точку зрения.
Программа предполагает проведение индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы, не ограничивает самостоятельность и творческую активность детей.
Используются следующие методы обучения: наблюдение, создание рисунков-ассоциаций, свободное и тематическое рисование, упражнения подражательно-исполнительского характера, импровизация, моделирование и анализ заданных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, чтение художественных произведений, рассказ, беседы, мини-конкурсы, дискуссии.
Оценивание достижений учащихся осуществляется с помощью стандартных психодиагностических методик, тестовых заданий.
Программа курса «Азбука человековедения. Интегрированный курс» имеет логическую структуру. В каждом классе начальной школы содержание программы раскрывается через три взаимосвязанных раздела.
Класс
|
Раздел
|
Количество часов
|
Краткая
характеристика
|
1 класс
|
Раздел 1.
Наши отношения
|
13
|
Рассматриваются взаимосвязь человека с окружающим миром, способы общения, подчеркивается важность психологических процессов в познании себя и других. Осознаются ценности человека.
|
|
Раздел 2.
Тайна моего «Я»
|
12
|
Акцент делается на внутренний мир человека. Подчеркивается, что путь познания себя вовсе не легок. Дети узнают о наличии собственного «Я», учатся оценивать его. Содержание раздела включает школьников в процесс самопознания и самосовершенствования.
|
|
Раздел 3.
Я, ТЫ, МЫ…
|
10
|
Занятия развивают навыки эффективного общения, взаимодействия, толерантного отношения к другим людям.
|
2 класс
|
Раздел 1. Справедливые отношения
|
11
|
Расширяется представление учащихся об отношениях с окружающим миром. Подчеркивается значимость нравственных качеств человека в процессе общения, необходимость уважения национальных и культурных различий. Прослеживается совместная ответственность детей и взрослых за добро и справедливость во всем мире.
|
|
Раздел 2.
Умение владеть собой
|
12
|
Расширяются представления о познавательных процессах. Дети глубже познают свои ресурсы, учатся управлять своими эмоциями, бороться с плохими привычками.
|
|
Раздел 3.
Культура общения
|
12
|
Анализируются правила хорошего тона. Дети знакомятся с понятием этикет, осознают собственные мотивы поведения, развивают коммуникативные навыки.
|
3 класс
|
Раздел 1.
Первое знакомство с «Азбукой прав человека»
|
10
|
Дети получают первое представление о правах человека, о международных документах, регламентирующих права человека. Формируется правовая культура.
|
|
Раздел 2.
Права всякие нужны, права всякие важны
|
12
|
Основная часть уроков построена на сказочных историях про Маленького человечка, отстаивающего свои права. Происходит осознание детьми прав ребенка.
|
|
Раздел 3.
Права и обязанности
|
13
|
Смысл уроков помогает учащимся понять, что, кроме прав, есть еще и обязанности человека, и эти понятия взаимосвязаны. Развиваются умения анализировать, формируются жизненные перспективы.
|
4 класс
|
Раздел 1.
Защита семьи и детства
|
11
|
Расширяются представления детей о правах человека. Происходит первое знакомство с международными правовыми документами, посвященными защите семьи и детства. Рассматриваются взаимоотношения родителей и детей.
|
|
Раздел 2.
Семья, школа, одноклассники
|
13
|
Осмысливаются права и обязанности детей и родителей, подчеркивается роль семьи в развитии личности ребенка, значение школы для учащихся и общества. Дети учатся защищать свои права. Анализируют свой досуг и досуг одноклассников.
|
|
Раздел 3.
Моя малая родина
|
11
|
Происходит понимание детьми того, что они являются частичкой своего любимого города. Осознается право людей жить в мире. Воспитывается чувство гордости за свою школу, за тех, кто в ней учился, за свою малую родину.
Развиваются исследовательские способности, усваиваются приемы проектной деятельности.
|
Содержание программы для каждого класса реализуется в рамках 35 часов в год (1 час в неделю).
Структура программы позволяет использовать материал для каждой параллели как самостоятельные мини-программы. Может реализовываться как в урочное, так и во внеурочное время (кружковая работа).
Ожидаемые результаты.
В результате обучения дети должны знать:
-
значение понятий настроение, чувство долга, внутренний мир человека, собственное Я, международные правовые документы;
-
каким бывает настроение, от чего оно зависит;
-
приёмы снятия эмоционального напряжения;
-
способы самопознания личностных качеств;
-
особенности познавательных процессов;
-
значение способностей, воли, эмоций в жизни человека;
-
основные этические и коммуникативные правила;
-
что такое ценности и их роль в жизни человека;
-
какими бывают права и обязанности человека и как они регламентируются документами государства и международными документами;
-
о правах и обязанностях детей и родителей, о роли семьи в развитии личности ребенка, о значении школы для учащихся и общества.
В результате обучения дети должны уметь:
-
анализировать, обобщать, делать выводы;
-
соблюдать правила личной гигиены;
-
пользоваться способами поднятия настроения;
-
использовать простые приемы саморегуляции;
-
владеть навыками дружеского общения;
-
работать в группе и следовать инструкциям;
- разыгрывать предложенную ситуацию и давать оценку ее участникам;
- выделять главное, быть внимательными;
- определять свои способности, критически оценивать свои слабые и сильные стороны;
- свободно выражать свои мысли;
- видеть необычное в обычном;
- слушать и уважать других;
- принимать помощь;
- считаться с правами другого человека;
- защищать свои права;
- использовать приобретенные знания в повседневной жизни.
Новизна программы заключается в самом содержании, в стремлении изучать проблему правового и гражданского воспитания углубленно. Программа представляет интегрированный курс (право-психология). Используются современные интерактивные методы и формы обучения и воспитания (игры, тренинговые занятия, уроки-путешествия, экскурсии, устный журнал и т.д.).
Основными критериями гражданского и правового воспитания, воспитания психологической культуры являются знания ребенка о внутреннем мире человека, окружающей среде, познавательных процессах, правах и обязанностях детей, о семье, дружбе; умение управлять своими эмоциями, чувствами; способность высказывать мнение по поводу событий, ситуаций; взаимодействие с одноклассниками, друзьями, родственниками, учителями; принятие решений и др.
Программа предназначена для практического применения в учебных образовательных учреждениях практическими психологами, учителями права и истории, учителями начальных классов.
Первостепенной задачей современного образования является укрепление духовно-нравственных основ жизни молодежи. Этому должны способствовать возможность доступа к культурным ценностям, повышение качества образования, создание условий для разностороннего развития личности, раскрытия и реализации её потенциала [3].
Список литературы:
1. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. Том 2 (П-Я): Пер с англ. – М.: Вече, АСТ, 2000. – 560с.
2. Обществознание. 10 класс: учебн. для общеобразоват. организаций; базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 350с.
3. Обществознание. 11 класс: учебн. Для общеобразоват. организаций; базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова Ю.И. и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 335с.
4. Права человека в современном мире. / Отв. Редактор Рагозин Н.П. – Донецк: Каштан, 2009. – 291с.
5. Практическая психология образования. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е издание – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 528с.
6. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / Сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров. – М.: Политиздат, 1990. – 605 с.
Интернет-документы:
7. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/razvitie-sistemy-grazhdanskogo-obrazovaniya-shkolnikov-v-sotsialno-pedagogicheskikh-usloviya#ixzz4PbNbhvu6
Волоховская Ирина Владимировна,
практический психолог-методист
МОУ «Гимназия информационных технологий № 61
города Донецка»
volochovskaya@gmail.com
Волоховский Владимир Антонович,
учитель истории и права,
старший учитель
МОУ «Гимназия информационных технологий № 61
города Донецка»
|