Четверг, 18.04.2024, 07:08
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи управления образования администрации города Донецка


Меню
Категории раздела
Социальный педагог знает [6] Заботливый родитель [18]
Дневник детства [18] Заметки психолога [26]
Вход
Новые статьи
[11.04.2024]
"Как понять подростка" (0)
[26.02.2024]
Елизавета "Мое увлечение" (0)
[05.12.2023]
Талант Леры (0)
[30.11.2023]
Тема "Что такое хорошо, что такое плохо. Нравственное воспитание детей и подростков" (0)
[31.10.2023]
Тема "Важность доверительных отношений. Когда дети говорят неправду" (0)
Поиск
Поделиться
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Психологическая служба » Заметки психолога

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Ключевые слова: азбука человековедения; воспитательная функция; гражданская позиция; жизненная компетентность; интегрированный курс; культурные ценности; психологическая культура; ценностные установки.

 

Чтобы сделать из людей

хороших граждан,

им следует дать возможность

проявлять свои права граждан

и исполнять обязанности граждан.

С. Смайлс

Каждый человек, живущий в XXI веке, который вступает во взаимодействие с другими людьми, организациями, государством, должен понимать, что для построения правового демократического государства необходимы соответствующие знания, навыки, ценностные установки и ориентации в сознании молодого поколения. Без таких знаний невозможно понять все происходящее в современном обществе, а без такого понимания невозможны верные решения и эффективные действия [2]. На повестку дня ставится необходимость включения активного гражданского и патриотического воспитания и образования в систему школьного обучения.

Комплексные вопросы истории образования, проблемы развития образования в современном мире сформулированы в трудах В.В.Анисимова, Е.Л.Белкина, В.Г.Горецкого, В.И.Загвязинского В.П.Симонова, В.В.Розанова, В.З.Смирнова, В.Д.Шадрикова, Е.А.Ямбурга. Проблемы гражданского, исторического, правового, политологического образования рассматривали А.Я.Азаров, В.В.Вяземский, К.С.Гаджиев, Г.П.Давыдов, В.О.Мушинский, А.Ф.Никитин, Е.А.Певцова.

 

Цель статьи: привлечь внимание работников образования к необходимости формирования у младших школьников правовой, гражданской, психологической культуры, развития их жизненной компетентности

Формирование правовой и гражданской культуры должно начинаться с первых шагов ребенка в школе. Курс гражданского образования в начальных классах является необходимой подготовкой к более зрелому восприятию данной проблематики в средних и старших классах. Он имеет также и самостоятельную ценность: всестороннее развитие индивидуальности ребенка.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретёт умение учиться, не научится дружить, не ощутит уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких физических затрат.

Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Авторская программа «Азбука человековедения. Интегрированный курс» (составители И.В.Волоховская и В.А.Волоховский) для учащихся 1-4 классов поможет решить вопросы, связанные с правовым и гражданским образованием, которое для детей данного возраста носит преимущественно воспитательный характер (воспитание в духе прав человека). Тем самым она направлена на формирование у детей чувства личного достоинства, уверенности, развитие навыков уважения чужого достоинства и расширение общего кругозора ребенка во взаимоотношениях в человеческом обществе.

Программа наполнена большим психологическим содержанием, которое стимулирует желание ребенка познавать самого себя и окружающих, знакомит детей с некоторыми моральными нормами и помогает эмоционально познать, что такое добро и зло, равенство и неравенство, справедливость и несправедливость, права и обязанности, уважение и честь.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. В процессе усвоения программы дети постепенно смогут овладеть своими психическими процессами, научиться управлять вниманием, памятью, мышлением, усвоят содержание учебной деятельности, направленной на удовлетворение познавательных потребностей.

Цель программы: формировать у учащихся начальной школы правовую, психологическую культуру, вырабатывать у них гражданскую позицию, содействовать развитию жизненной компетентности.

Основные задачи программы:

- развитие познавательных способностей учащихся 1-4 классов;

- формирование навыков рефлексии и самосовершенствования;

- создание условий для развития творческого потенциала учащихся;

- воспитание культуры поведения;

- формирование коммуникативных навыков;

- развитие потребности детей в познании самого себя и других, в понимании равенства людей через их сходства и различия;

- становление чувства собственного достоинства;

- формирование позитивного мышления;

- обучение детей навыкам саморегуляции;

- оказание помощи в интеллектуальном, физическом и духовном развитии школьников;

- содействие пониманию учащимися своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

Программа «Азбука человековедения. Интегрированный курс» разработана для учащихся 1-4 классов с учетом их возрастных особенностей и направлена на всестороннее развитие ребенка. Получение новой информации осуществляется через выполнение и осознание смысла практических заданий, участие в разнообразных играх. Такая форма работы позволяет не только усвоить теоретические знания, но и на их основе моделировать и проигрывать жизненные ситуации, высказывать свою точку зрения.

Программа предполагает проведение индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы, не ограничивает самостоятельность и творческую активность детей.

Используются следующие методы обучения: наблюдение, создание рисунков-ассоциаций, свободное и тематическое рисование, упражнения подражательно-исполнительского характера, импровизация, моделирование и анализ заданных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, чтение художественных произведений, рассказ, беседы, мини-конкурсы, дискуссии.

Оценивание достижений учащихся осуществляется с помощью стандартных психодиагностических методик, тестовых заданий.

Программа курса «Азбука человековедения. Интегрированный курс» имеет логическую структуру. В каждом классе начальной школы содержание программы раскрывается через три взаимосвязанных раздела.

 

 

Класс

Раздел

Количество часов

Краткая

характеристика

1 класс

Раздел 1.

Наши отношения

 

13

Рассматриваются взаимосвязь человека с окружающим миром, способы общения, подчеркивается важность психологических процессов в познании себя и других. Осознаются ценности человека.

 

Раздел 2.

Тайна моего «Я»

 

 

12

Акцент делается на внутренний мир человека. Подчеркивается, что путь познания себя вовсе не легок. Дети узнают о наличии собственного «Я», учатся оценивать его. Содержание раздела включает школьников в процесс самопознания и самосовершенствования.

 

Раздел 3.

Я, ТЫ, МЫ…

 

10

Занятия развивают навыки эффективного общения, взаимодействия, толерантного отношения к другим людям.

2 класс

Раздел 1. Справедливые отношения

 

11

Расширяется представление учащихся об отношениях с окружающим миром. Подчеркивается значимость нравственных качеств человека в процессе общения, необходимость уважения национальных и культурных различий. Прослеживается совместная ответственность детей и взрослых за добро и справедливость во всем мире.

 

Раздел 2.

Умение владеть собой

 

 

12

Расширяются представления о познавательных процессах. Дети глубже познают свои ресурсы, учатся управлять своими эмоциями, бороться с плохими привычками.

 

Раздел 3.

Культура общения

 

12

Анализируются правила хорошего тона. Дети знакомятся с понятием этикет, осознают собственные мотивы поведения, развивают коммуникативные навыки.

3 класс

Раздел 1.

Первое знакомство с «Азбукой прав человека»

10

Дети получают первое представление о правах человека, о международных документах, регламентирующих права человека. Формируется правовая культура.

 

Раздел 2.

Права всякие нужны, права всякие важны

 

12

Основная часть уроков построена на сказочных историях про Маленького человечка, отстаивающего свои права. Происходит осознание детьми прав ребенка.

 

Раздел 3.

Права и обязанности

 

13

Смысл уроков помогает учащимся понять, что, кроме прав, есть еще и обязанности человека, и эти понятия взаимосвязаны. Развиваются умения анализировать, формируются жизненные перспективы.

4 класс

Раздел 1.

Защита семьи и детства

 

11

Расширяются представления детей о правах человека. Происходит первое знакомство с международными правовыми документами, посвященными защите семьи и детства. Рассматриваются взаимоотношения родителей и детей.

 

Раздел 2.

Семья, школа, одноклассники

 

13

Осмысливаются права и обязанности детей и родителей, подчеркивается роль семьи в развитии личности ребенка, значение школы для учащихся и общества. Дети учатся защищать свои права. Анализируют свой досуг и досуг одноклассников.

 

Раздел 3.

Моя малая родина

 

11

Происходит понимание детьми того, что они являются частичкой своего любимого города. Осознается право людей жить в мире. Воспитывается чувство гордости за свою школу, за тех, кто в ней учился, за свою малую родину.

Развиваются исследовательские способности, усваиваются приемы проектной деятельности.

 

Содержание программы для каждого класса реализуется в рамках 35 часов в год (1 час в неделю).

Структура программы позволяет использовать материал для каждой параллели как самостоятельные мини-программы. Может реализовываться как в урочное, так и во внеурочное время (кружковая работа).

Ожидаемые результаты.

В результате обучения дети должны знать:

  • значение понятий настроение, чувство долга, внутренний мир человека, собственное Я, международные правовые документы;

  • каким бывает настроение, от чего оно зависит;

  • приёмы снятия эмоционального напряжения;

  • способы самопознания личностных качеств;

  • особенности познавательных процессов;

  • значение способностей, воли, эмоций в жизни человека;

  • основные этические и коммуникативные правила;

  • что такое ценности и их роль в жизни человека;

  • какими бывают права и обязанности человека и как они регламентируются документами государства и международными документами;

  • о правах и обязанностях детей и родителей, о роли семьи в развитии личности ребенка, о значении школы для учащихся и общества.

В результате обучения дети должны уметь:

  • анализировать, обобщать, делать выводы;

  • соблюдать правила личной гигиены;

  • пользоваться способами поднятия настроения;

  • использовать простые приемы саморегуляции;

  • владеть навыками дружеского общения;

  • работать в группе и следовать инструкциям;

- разыгрывать предложенную ситуацию и давать оценку ее участникам;

- выделять главное, быть внимательными;

- определять свои способности, критически оценивать свои слабые и сильные стороны;

- свободно выражать свои мысли;

- видеть необычное в обычном;

- слушать и уважать других;

- принимать помощь;

- считаться с правами другого человека;

- защищать свои права;

- использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

Новизна  программы заключается в самом содержании, в  стремлении изучать проблему правового и гражданского воспитания углубленно. Программа представляет интегрированный курс (право-психология). Используются современные интерактивные методы и формы обучения и воспитания (игры, тренинговые занятия, уроки-путешествия, экскурсии, устный журнал и т.д.).

Основными критериями гражданского и правового воспитания, воспитания психологической культуры являются знания ребенка о внутреннем мире человека, окружающей среде, познавательных процессах, правах и обязанностях детей, о семье, дружбе; умение управлять своими эмоциями, чувствами; способность высказывать мнение по поводу событий, ситуаций; взаимодействие с одноклассниками, друзьями, родственниками, учителями; принятие решений и др.

Программа предназначена для практического применения в учебных образовательных учреждениях практическими психологами, учителями права и истории, учителями начальных классов.

Первостепенной задачей современного образования является укрепление духовно-нравственных основ жизни молодежи. Этому должны способствовать возможность доступа к культурным ценностям, повышение качества образования, создание условий для разностороннего развития личности, раскрытия и реализации её потенциала [3].

 

Список литературы:

 

1. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. Том 2 (П-Я): Пер с англ. – М.: Вече, АСТ, 2000. – 560с.

2. Обществознание. 10 класс: учебн. для общеобразоват. организаций; базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 350с.

3. Обществознание. 11 класс: учебн. Для общеобразоват. организаций; базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова Ю.И. и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 335с.

4. Права человека в современном мире. / Отв. Редактор Рагозин Н.П. – Донецк: Каштан, 2009. – 291с.

5. Практическая психология образования. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е издание – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 528с.

6. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / Сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров. – М.: Политиздат, 1990. – 605 с.

 

Интернет-документы:

7. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/razvitie-sistemy-grazhdanskogo-obrazovaniya-shkolnikov-v-sotsialno-pedagogicheskikh-usloviya#ixzz4PbNbhvu6

 

Волоховская Ирина Владимировна,

практический психолог-методист

МОУ «Гимназия информационных технологий № 61

города Донецка»

volochovskaya@gmail.com

Волоховский Владимир Антонович,

учитель истории и права,

старший учитель

МОУ «Гимназия информационных технологий № 61

города Донецка»

 

Категория: Заметки психолога | Добавил: cppimsp (10.01.2017)
Просмотров: 905 | Теги: заметки психолога, статьи | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
avatar