Пятница, 15.12.2017, 14:58
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход


Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи
г. Донецк

Меню
Категории раздела
Социальный педагог знает [4]
Заботливый родитель [11]
Дневник детства [12]
Заметки психолога [11]
Вход
Новые статьи
[16.10.2017]
Как успешно пройти собеседование (0)
[24.07.2017]
Особенности нарушений речи у умственно отсталых детей (0)
[30.05.2017]
Экспериментальный метод в обучении младших школьников (0)
[18.05.2017]
Подготовка к ГИА и ЕГЭ (деловая игра для  заместителей директоров по учебно-методической работе (педагогов) общеобразовательных учреждений) (0)
[14.04.2017]
«Сказкотерапия, как метод коррекции эмоционально - волевой сферы старших дошкольников» (0)
Поиск
Поделиться
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Психологическая служба » Заметки психолога

ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ УЧАЩИХСЯ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ

В настоящее время важное место в системе психолого-педагогического знания занимает изучение взаимосвязи индивидуальности человека и процесса познания реальности. Исследования в данной области направлены на выявление, с одной стороны, типичных форм когнитивного реагирования в процессе формирования картины мира, свойственных человеку, с другой - специфики индивидуальных различий в способах организации когнитивных структур. Актуальным в этой связи является обращение к стилевым характеристикам личности, которые в настоящее время становятся областью научного интереса специалистов разных направлений.

Понятие «когнитивный стиль» начало основательно разрабатываться в США с 50-60 гг. XX века, когда на первый план стали выходить исследования индивидуальных особенностей восприятия, анализа, категоризации и воспроизведения информации [3].

Большая заслуга в изучении проблемы когнитивных стилей принадлежит зарубежным психологам-исследователям (Гуднау Д., Ливер Б. Лу., Стернберг Р., Шлезингер Г., Гарднер Р. В., Холзман П. С., Карп С., Клейн Дж., Колб Д. А., Липтон Н. Б., Раскин Е., Спенс Д. П. и др.).

Непосредственное изучение когнитивных стилей как характеристики личности в нашей стране началось с середины 70-х гг. ХХ в. (Козлова И. Н., Колга В. А.). Впоследствии изучением данной проблематики занимались М. Викант, А. Г. Асмолов, В. М. Аллахвердов, В. М. Смирнов, М. А. Холодная, А. В. Либин, И. П. Шкуратова и ряд других авторов [4].

В рамках исследования когнитивных стилей большой интерес представляют работы, посвященные изучению их связи с одаренностью. Психологи, занимающиеся проблемой одаренности, считают, что изучение особенностей развития одаренных детей вносит значимый вклад в распознавание возможностей всех детей. Это позволяет, по мнению А. И. Доровского более отчетливо увидеть формы и факторы успеха мыслительного процесса, который в других случаях кажется интуитивным, не анализируемым. Разгадку тайны одаренности к искусству, в частности к музыкальному, следует искать не в том, что музыканту дано нечто такое, чем обделены другие люди, а в том, каким образом он раскрывает невероятные возможности человеческих способностей. Поэтому чрезвычайно важно знать об особенностях развития одаренных детей, специфических истоках их творческого ума [1].

Вместе с тем, эмпирических исследований посвященных изучению особенностей когнитивных стилей учащихся со специальными способностями недостаточно.

Целью исследования является изучение особенностей когнитивных стилей учащихся со специальными музыкальными способностями.

Объект исследования: когнитивные стили учащихся.

Предмет исследования: особенности когнитивных стилей учащихся со специальными музыкальными способностями.

Для проведения исследования были подобраны следующие методики:

Методика измерения пластичности – ригидности (по Кэттелу)

Методика «Фигуры Готтшальдта»

Методика измерения импульсивности – рефлексивности (Дж. Каган)

Методика на исследование аналитичности мышления (вариант VI субтеста шкалы Р. Амтхауэра)

Выборку составили 31 учащийся с 6 по 10 класс Донецкой республиканской музыкальной специализированной школы-интерната для одаренных детей (19 девочек и 12 мальчиков) в возрасте от 11 до 16 лет.

В ходе проведенного нами исследования были получены следующие показатели.

По результатам методики измерения пластичности – ригидности было выявлено, что для 23 испытуемых (74%) свойственно очень легко переключаться с одного вида деятельности на другой. Переключение не встречает никаких противодействий в психике. Учащиеся легко обучаемы, быстро отказываются от навязанных прошлым опытом способов выполнения задач, свободно меняют алгоритм действий производственных операций. Можем предположить, что полученные показатели являются следствием музыкальной деятельности учащихся. Заучивание и точное воспроизведение различных по характеру музыкальных произведений, слуховая чувствительность, высокое развитие мелкой моторики с раннего детства служат факторами дальнейшего формирования пластичности.

Для 4 испытуемых (14%) характерен средний показатель переключаемости. Это говорит о том, что им свойственно переключаться с одного вида деятельности на другой, но не с такой легкостью как испытуемым с преобладающей пластичностью.

Ригидность характерна для 4 испытуемых (14%). Это свидетельствует о том, что учащимся тяжело переключаться с одного вида деятельности на другой. Переключение произойдет, но при этом потребуется много времени и психической энергии на перестройку.

По результатам методики «Фигуры Готтшальдта» мы выявили, что 1 испытуемому (3%) свойственна поленезависимость. Это свидетельствует о том, что испытуемый более успешен в интеллектуальной деятельности, как правило, выбирает сферу деятельности, требующую высокой самостоятельности, в частности в выборе средств достижения поставленной цели. Для учащегося воспринимаемая «картинка» значительно более структурирована, чем для полезависимых.

Для 30 испытуемых (97%) свойственна полезависимость. Это говорит о том, что испытуемые обычно более общительны, расположены к социальным контактам. Склонны выбирать такой род занятий, в котором средства деятельности заранее оговорены, предпочитают коллективное выполнение задачи. Присутствие других людей интенсифицирует их деятельность. Они легче ладят с людьми, успешнее разрешают
конфликтные ситуации, реже высказывают негативное отношение к окружающим. Эти люди склонны изменять свои взгляды в направлении позиции авторитетов. В большей мере подвержены разного рода иллюзиям восприятия. Можем предположить, что данные результаты связаны с музыкальной деятельностью учащихся. Необходимость целостно видеть, чувствовать произведение, над которым они работают; написание собственных композиций; публичные выступления, которые дают огромный пласт для налаживания социальных контактов, необходимость тесного взаимодействия с аудиторией могут быть причинами данных особенностей.

По результатам методики измерения импульсивности – рефлексивности мы выявили, что для 12 испытуемых (39%) характерна импульсивность. Это свидетельствует о том, что учащиеся легко склоняются в пользу любой гипотезы, не учитывая степени ее обоснованности и не анализируя все возможные альтернативы. Они принимают необдуманные решения, делают ошибки не потому, что в принципе не могут дать правильный ответ, а потому, что дают ответ слишком быстро и без необходимого сбора информации. Испытуемым так эмоционально легче и удобнее действовать, чем осуществлять полную проверку всех возможных исходов в заданной ситуации.

Рефлексивность же характерна 19 испытуемым (61%). Для учащихся свойственен замедленный темп реагирования в подобной ситуации, гипотезы проверяются и многократно уточняются, решение принимается на основе тщательного предварительного анализа признаков альтернативных объектов. Можем предположить то, что данные результаты свойственны музыкантам в связи с тем, что при написании музыкальной композиции учащиеся очень тщательно подбирают ту или иную ноту, перебирают возможности различного звучания и на это им требуется время.

По результатам методики на исследование аналитичности мышления мы установили, что очень высокий уровень развития данного вида мышления у испытуемых выявлен не был.

Высокий уровень выявлен у одного испытуемого (3%). Для него свойственно хорошо оперировать числами, находить причинно-следственные связи между явлениями.

Средний уровень характерен 9 испытуемым (29%). Учащиеся удовлетворительно находят взаимосвязи между явлениями, осуществляют операции с числами.

Низкий и очень низкий уровень развития аналитичности мышления характерен 14 (45%) и 7 испытуемым (23%) соответственно. Учащиеся трудно осуществляют вычисления, возникают проблемы при выполнении операций по нахождению связи между явлениями.

Обобщая полученные результаты, можем сказать, что для выборки в большей степени характерен низкий уровень аналитичности мышления. Это дает возможность предположить, что для учащихся больше свойственна интуитивность. Они холистически оценивают проблему, принимают решения на основе предчувствий, используют глобальную и всеобщую перспективу. Учащимся не свойственно быть конформистами, использовать систематические методы исследования, последовательное рассуждение. 

Таким образом, в ходе исследования мы выявили, что для выборки в большей степени свойственны такие когнитивные стили как: пластичность, полезависимость, рефлексивность. Учащиеся без затруднений переключаются с одного вида деятельности на другой. Они легко обучаемы, свободно отказываются от навязанных прошлым опытом способов выполнения задач. Им свойственно видеть мир целостно, ярко. Склонны к большому количеству социальных контактов. Учащимся характерно решать проблемы целостно, но на основе тщательного предварительного анализа. Полученные данные дают возможность разработать рекомендации, направленные на оптимизацию психологической работы с данной категорией учащихся.

Екатерина Телегина, педагог-психолог ДРСМШИ для одаренных детей

Литература:

  1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Д. Б. Богоявленкская. — М.: Издательство центр «Академия», 2002. — 320 с.
  2. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. — СПб: Питер, 2004 — 701 с.
  3. Тихомирова И. В. Стилевые и продуктивные характеристики способностей: типологический подход / И.В. Тихомирова // Вопросы психологии. — 1988. — №3. —С. 106—115.
  4. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд / М. А. Холодная. — СПб.: Питер, 2004. — 384 с.
Категория: Заметки психолога | Добавил: cppimsp (23.11.2016)
Просмотров: 81 | Теги: когнитивные стили | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar