Составитель:
Есип Ольга Николаевна,
методист центра психолого-педагогической и
медико-социальной помощи
управления образования администрации г.Донецка
В современном мире речь подрастающего поколения отличается сквернословием. Все чаще и чаще в общении друг с другом подростки используют «крепкие словечки», нецензурную брань, причем в таком количестве, что в передаваемой информации теряется смысл сказанного. Откуда берутся истоки сквернословия, и какой вред несет в себе такое общение? Попробуем разобраться.
Само слово сквернословие образовалось от «скверна», что означает нечто «гадкое, порочное, гнусное, нечистое». В древности подобные слова колдуны и ведьмы произносили в заклинаниях и наговорах, призывая себе на помощь демонов зла, чтобы наслать порчу на людей – своеобразный «психический вирус», вызывающий негативные изменения во внутренних органах человека.
Ученые доказали, что ритмика звучания слов и словосочетаний оказывает большое воздействие на физическое и психическое состояние людей. Ритмы гармоничной музыки оказывают благотворное, исцеляющее влияние на человека, тогда как бессвязная, наполненная гнусными оборотами речь разрушающе действует на психику. Подростки, ежедневно употребляя мат в разговоре со сверстниками, друзьями, близкими людьми, невольно совершают своеобразный ритуал, призывая зло изо дня в день, которое проявляется в неприятностях, бедах, возникающих проблемах со здоровьем. Кроме того слово несет в себе энергетический заряд влияющий на гены. Люди, общающиеся на «матерщинном языке» быстрее стареют и чаще страдают хроническими заболеваниями.
Подростки и не догадываются, какой губительной силой обладают нецензурные выражения. У человека, который постоянно использует матерные слова – хромосомы начинают активно деформироваться. Со временем накопленные искажения могут менять структуру ДНК, и это передается потомкам. Такой мутагенный эффект аналогичен радиационному излучению. И если бы подростки смогли увидеть, какой мощный отрицательный заряд, словно заряд взорвавшейся бомбы, распространяется от скверного слова, то не стали бы его употреблять в речи.
Очень важно, чтобы культуру речи родители прививали подросткам с самого детства. Но что делать, если ребенок, вопреки замечаниям продолжает использовать речи нецензурные выражения. Предлагаем несколько рекомендаций:
-
Прежде всего, категорически запретите использовать мат в речи, поскольку это унижение самого себя, оскорбление тех, в чьем присутствии он звучит. Попробуйте следующий способ: напишите на листе бумаги то, что произнес ребенок, затем усадите его за письменный стол и предложите найти двадцать синонимов (вариантов приемлемого в данной ситуации высказывания). Затем обсудите вместе все написанное и попросите подростка сделать выводы.
-
Подавайте пример вежливого, культурного общения и требуйте этого от детей.
-
Используйте сами и учите подростка употреблять в речи как можно больше позитивных высказываний и комплиментов («Как здорово получилось!», «Это было очень талантливо!», «Молодец, я тобой горжусь!»…). Через время это войдет в привычку.
-
Научитесь слушать подростка даже через «занавесу» брани, проговаривайте его эмоции «Я вижу, что ты рассержен…». Важно, что подросток осознает, что вы его слышите. Помогите ему разобраться в проблемной ситуации, которая ему эмоционально не по силам. А когда подросток успокоится, учите его называть свои эмоции другими словами: «Я очень раздражен…», «Я злюсь…», «Мне обидно…» и др.
Мы несем ответственность за каждое сказанное слово. Мысли и речь –это зеркало души и пусть оно будет чистым.
Список электронных ресурсов:
-
Подросток и общество / О вреде сквернословия. – Режим доступа : http://podrostok.68edu.ru/?p=4262 – Название с экрана.
-
Сквернословие и здоровье. – Режим доступа : http://sch554.spb.ru/public/users/68/DOC/031120181143_5.pdf – Название с экрана.
-
Сквернословие и здоровье. 9–11-й класс / Открытый урок. Первое сентября. – Режим доступа : https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/618027/ – Название с экрана.
|