Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос успешным и уверенным в себе человеком. А начинается все с формирования самостоятельности.
Самостоятельность представляет собой системное личное качество, связанное с развитием мышления, творчества и воли человека. Оно проявляется в стремлении сознательно добиться поставленной цели, используя усилия как результат умственных или физических действий. Составляющими самостоятельности являются умение принимать и конструктивно реагировать на критику, необходимость и обязанность отвечать за свои действия, проявление дисциплины.
Самостоятельность начинает формироваться в раннем детстве (2,5-3 года), когда ребенок уже в состоянии что-то сделать без помощи со стороны взрослого. Своим поведением он провозглашает родителям лозунг «Я сам!». Очень важно, чтобы родители поддерживали это стремление и начинали постепенно уменьшать родительский контроль, не забывая о безопасности его жизни и здоровья. Учите ребенка навыкам самообслуживания (самостоятельно умываться, кушать и одеваться), приучайте играть без вашего участия в течение небольшого промежутка времени (собирать конструктор, рисовать карандашами), приобщайте ребенка помогать вам в домашних делах (убирать игрушки под веселую детскую песенку) и оказывать помощь в уходе за домашними питомцами (насыпать корм, наливать водичку). Умение действовать самостоятельно постепенно реализуется в разнообразных видах деятельности, укрепляется и со временем становится свойством личности.
Привитые ребенку навыки ответственности при выполнении домашних дел окажут положительное влияние на отношение к выполнению домашних заданий в школе. Однако нужно помнить, что самостоятельно ребенок может работать определенное время, в зависимости от возраста. Например, ученик второго класса может продуктивно работать самостоятельно 20-25 минут, в четвертом классе до 45 минут. Затем это время нужно постепенно увеличивать. Нагрузка должна соответствовать силам и способностям, иначе потеряется интерес к учебной деятельности и снизится познавательная активность. Хорошо было бы ознакомить ребенка с научной организацией труда: рассказать, какие задания следует выполнять в первую очередь, научить работать с учебником и словарем, составить режим дня.
При развитии самостоятельности нужно формировать определенную ответственность и понимание того, что многое зависит от поведения ребенка. Поэтому важно, чтобы родители придерживались следующих рекомендаций:
- поддерживать и оказывать помощь ребенку, давать совет при необходимости, только тогда, когда он его просит;
- с ранних лет предоставлять право выбора (из предложенной альтернативы: рисовать или читать сказку и.т.д.);
- приветствовать активность и интерес ребенка в выполнении определенной деятельности (помощь по дому, уход за животными);
- хвалить не только за полученный результат, но и за приложение усилий, усердие, проявление воли;
- показывать свою уверенность в его силах, выставлять границы: «Все, что ты можешь сделать сам, я не буду делать за тебя»;
- предоставлять ребенку «право на ошибку»;
- обучать как можно большему количеству полезных навыков;
- учить ребенка выражать собственное мнение и уважительно к нему относиться;
- приучать ребенка к понятию «надо», даже если ему что-то не хочется делать или неинтересно;
- прививать любовь к спорту, так как спортивная дисциплина способствует формированию ответственности;
- показывать во всем пример, ведь ребенок учится, глядя на родителей.
Литература:
- Буре, Р.С. Современные проблемы социального становления личности дошкольника [Текст] : монография / Р.С. Буре. -М. : 2009. -С. 68.
- Дидора, М.И. Формирование самостоятельности младших школьников в процессе обучения [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.И. Дидора. -Киев, 1982. -16 с.
- Сыркина, В.Е. К психологии самостоятельности [Текст] / В.Е. Сыркина // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. -Л. : Кыштым, 1994. -No 52. -С. 33-42.
- Теплюк, С.Н. Истоки самостоятельности дошкольника [Текст] / С.Н. Теплюк // Дошкольное воспитание. -1991. -N 7. -С. 67-71.
|