Наступает время серьезных перемен для ребят, перешедших в этом году в пятые классы. Поступление учеников из начальной школы в среднюю — это сложный и ответственный этап. От того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Потому именно сейчас родителям и учителям нужно разобраться в том, что происходит сейчас с ребятами, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь можно оказать ребятам.
Сложность этого периода заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, и возникает необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи и личности учителей; появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы; появляется кабинетная система; меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе. Кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста. На первый план выходит общение с ровесниками, но при этом основным занятием остаётся учёба. Ребенок испытывает сильную потребность в достойном положении среди сверстников и в семье, нуждается в том, чтобы его воспринимали как взрослого и равного. При этом ребенок склонен переоценивать свои возможности, и пока не умеет в должной степени справляться с неудачами. У многих детей в этот период повышается и утомляемость, тревожность, как результат - снижается успеваемость. И именно сейчас, как никогда, им необходима помощь педагогов и родителей.
Итак, какие же основные трудности в адаптации учеников в пятых классах?:
Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе:
- изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
- быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
- изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.
Рекомендации для родителей:
- постарайтесь создать условия для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий: соорудите в доме спортивный уголок, приобретите спортивный инвентарь, запишите ребенка в спортивную секцию по его желанию. Во время выполнения домашнего задания приучайте следить ребенка за своей осанкой и освещением;
- организуйте правильного питания: обязательно введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей;
- прививайте самостоятельность и ответственность у ребенка за свое здоровье на собственном примере.
Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе:
- повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;
- повышение уровня тревожности самого ребенка;
- зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;
Степень адаптации ребенка зависит от:
- его внутреннего состояния;
- его характера;
- его успеваемости в начальной школе;
- его физического здоровья;
- от психологического климата в классном коллективе;
- а также от его самооценки (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
Рекомендации для родителей:
- первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;
- обязательно проявляйте интереса к школе, классу, в котором учится ваш ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку;
- познакомьтесь с его одноклассниками и предоставьте возможность общения ребят после школы;
- недопустимы физические наказаний, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);
- никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве;
- исключите такой вид наказания, как лишение удовольствий (например: запрет на пользование компьютером);
- обязательно необходимо учитывать темперамент ребенка (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее и дольше проходят период адаптации);
- предоставьте ребенку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль за его учебой;
- постепенно способствуйте развитию самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Основные помощники родителей в сложных ситуациях – это терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка. Будьте готовы поговорить с ребёнком тогда, когда ему это необходимо. Сделайте всё, чтобы сыну или дочке было спокойно, комфортно дома, чтобы со своими проблемами они шли домой, а не к чужим людям в сомнительные компании. И тогда ребенок будет с удовольствием ходить в школу и делиться с вами своими новостями и переживаниями.
Педагог –психолог Лицея « Коллеж» города Донецка Керман Т. А.
В работе над статьей использованы материалы сайта (см. ниже)
Источник: http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo |