Пятница, 29.03.2024, 15:58
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи управления образования администрации города Донецка


Меню
Категории раздела
Социальный педагог знает [6] Заботливый родитель [17]
Дневник детства [18] Заметки психолога [26]
Вход
Новые статьи
[26.02.2024]
Елизавета "Мое увлечение" (0)
[05.12.2023]
Талант Леры (0)
[30.11.2023]
Тема "Что такое хорошо, что такое плохо. Нравственное воспитание детей и подростков" (0)
[31.10.2023]
Тема "Важность доверительных отношений. Когда дети говорят неправду" (0)
[05.10.2023]
«Поросёнок Джейкоб» (0)
Поиск
Поделиться
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Психологическая служба » Заметки психолога

Специфика воспитания ребёнка с органическими поражениями нервной системы

Обращаясь к родителям, воспитывающих детей с органическими поражениями нервной системы (ОПНС), хотелось бы вооружить их знаниями о том, с какими особенностями психического развития ребёнка им предстоит столкнуться, помочь в решении множества специфических задач в воспитании, дать рекомендации по выбору наиболее оптимальной тактики отношения. Чаще всего негативное влияние на процесс адаптации и психическое развитие ребёнка оказывает не столько тяжесть физического дефекта, сколько его значимость для родителей: принимают они своего ребёнка таким, каков он есть, с его болезнью, или отвергают. От того, насколько адекватны родительские установки, насколько гармоничны семейные отношения, зависит эмоциональное благополучие наших деток, их адаптация в обществе.

Очень непросто избавиться от чувства вины за болезнь ребёнка. Родители часто задают вопросы: почему это произошло именно с нами? за что?..

Не мучайте себя, а лучше спросите: Что я могу сделать, чтобы мой ребёнок радовался жизни и был счастливым, несмотря на свой диагноз?

Воспитание детей – тяжёлый труд, требующий много сил.

Но если родители готовы работать ежедневно, упорно, не снижая усилий, не опуская рук – они обязательно увидят результаты.

Итак, рассмотрим, какими особенностями психического развития обладают дети с ОПНС.

В результате повреждения головного мозга ребенок имеет врождённую детскую нервность, которая обнаруживается с первых дней жизни. В одном случае наблюдается беспокойство, капризность, раздражительность, повышенная чувствительность. В другом случае, напротив, ребёнок пассивен, малоподвижен, безэмоционален. У подрастающих деток проявляются импульсивность, вспыльчивость, агрессивность, конфликтность. Ребёнок впечатлителен, раним, обидчив, быстро устаёт, истощается – и тогда становится капризным, плаксивым. Наблюдается психомоторная нестабильность: ребёнок то весел, то вдруг – гнев, слёзы, испорченное настроение. Эти дети робкие, но и бесстрашные в некоторых случаях, потому что не думают о последствиях. У них задерживается формирование норм и правил поведения и общения, выработка понятий «нельзя» и «надо», чувства дистанции в отношениях со взрослыми. Ребёнок капризно требует то, чего нельзя, не приемлет того, что надо, и желает, чтобы всё было, как он хочет. Ранимые и обидчивые, эти дети сами же и создают ситуацию, в которой могут быть обижены, потому что не могут правильно оценить обстоятельства, требующие изменить поведение. Они застенчивы, но одновременно и назойливы, не переносят шума, но сами бывают очень шумными. Их всё раздражает, а в своих поступках они руководствуются в основном эмоцией удовольствия, сиюминутными желаниями.

С другой стороны, у них можем наблюдаться повышенная внушаемость, заторможенность, отсутствие инициативы. Их реакции замедленны, они безучастны к происходящему вокруг, унылы, вечно недовольны, для них «всё не так», поскольку они повышенно истощаемы.

Безусловно, все эти психические особенности доставляют немало хлопот и огорчений родителям и родственникам, затрудняют адаптацию детей в обществе.

Родителям важно выработать оптимальный стиль воспитания, который позволит не обострить существующие проблемы эмоционально-волевой сферы, а, напротив, сгладить их.

Распространённая ошибка в воспитании ребёнка с органическим поражением нервной системы – создание из него кумира семьи, а значит, излишняя концентрация на проблемах ребёнка, желание всё делать за него, устранение любых препятствий с его пути; его прощают, что бы он ни сделал. В результате такого воспитания усугубляется незрелость волевого фактора. Основные усилия должны быть направлены на социализацию ребёнка. Настойчиво прививаются понятия «можно», «нельзя», «хорошо» и «плохо». Ребёнку разъясняют последствия его ошибок, шалостей, ему дают почувствовать, как и от чего бывает больно. Такого ребёнка постоянно побуждают преодолевать посильные трудности, неприметно помогая, радуясь вместе с ним его победам. Радость эти дети любят, им нужно доказывать на практике, что она – в преодолении трудностей и в достижении результата, цели.

Играйте с ребёнком во всё, что встречается в жизни детей его возраста, разыгрывайте ситуации, в которых можно увидеть последствия неразумных поступков, эгоизма, отрабатывайте в игре навыки разрешения конфликтов, учите понимать чувства и эмоции – свои и других людей, воспитывайте отзывчивость. В игре ставится цель, разрабатывается план её достижения, в игре она и реализуется.

Никогда не делайте за ребёнка того, что он может сделать сам. Никогда не позволяйте ему бросить незавершённое. Родители помогают ребёнку, ободряя его. Устал – пусть отдохнёт, но затем вновь вернётся к своему занятию. Как только он окажется способен сделать что-то полезное и у него возникнет в этом потребность – пусть делает. Не гасите в нём желание трудиться. Без этого не выработать и сосредоточенность внимания.

В воспитании ребёнка с ОПНС очень важны деликатность и такт. Основные рекомендации – не изнеживать его, не воевать с ним. Главное, о чём должны помнить взрослые: дети нуждаются в психологической помощи. Нельзя считать их вредными, упрямыми, ленивыми и вести борьбу с этими негативными качествами, это лишь обострит их проблемы. Если вы кричите, ваш ребёнок будет кричать ещё сильнее.

Тишина, спокойное, ровное, сдержанное поведение взрослых – условие спокойствия ребёнка. Нельзя дёргать его поминутно запретами, укорами, замечаниями. Определитесь, что для вас принципиально, какое поведение недопустимо. Можно позволить ребёнку громко кричать от радости, возбуждённо смеяться, можно смириться с беспорядком в вещах и игрушках. Но, скажем, ударить бабушку непозволительно. Здесь уже нет места колебаниям, ребёнку строго указывают на неприемлемость таких действий.

Наши дети предрасположены к истеричному реагированию. Истерики пресекаются только полным игнорированием, здесь важна непреклонность. Отворачивайтесь, выходите в другую комнату, продолжайте заниматься своими делами, как будто ничего не происходит. Если вы уступите пару раз, истерическое поведение закрепится, и будьте готовы к тому, что таким способом ребёнок будет манипулировать вами, добиваться своего. Но опять же важно быть гибким, компромиссным, отделять несущественное от принципиального.

Особенности познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения) также определяются спецификой сложного двигательного дефекта при ОПНС. Наблюдаются трудности в формировании предметных действий, нарушения зрительно-моторной координации, памяти, концентрации и внимания, повышенная умственная утомляемость, отставание в развитии речи.

Каждодневное, постоянное, заинтересованное наблюдение родителей за развитием ребёнка при знании нормативов умственного развития позволит вовремя наверстать упущенное (лучшие сроки - до трёх лет). Основная рекомендация для преодоления задержки психического развития – упорная работа с ребёнком, побуждение его к пониманию, одобрение и помощь. Все члены семьи, распределив своё время, занимаются с ребёнком без устали, но – очень важно! – в форме увлекательной игры. Многие родители ошибочно считают умом эрудицию, раннее освоение счёта, чтения, хорошую память, а не умение думать и размышлять. Однако сумма знаний – не самоцель.

Ребёнку не столько преподносят информацию о событиях, сколько учат судить о них. У деток с ОПНС более всего нарушено внимание, способность к сосредоточению как основа любознательности. Объясняйте ребёнку всё происходящее вокруг: кто есть кто, что есть что, почему это так, а не иначе. Чем бы вы не занимались с ребёнком, обучить, научить – не главное. Важнее – развить интерес, любознательность, сосредоточенность внимания, умение ориентироваться в людях и в жизни. Его надо удивлять чем-то очень интересным, и удивлять постоянно.

Начиная с младенческого возраста, рассказывайте ребёнку о том, что находится в поле его зрения, называйте предметы, по которым скользит его взгляд. Обозначайте свои действия, когда переодеваете, кормите, купаете его. Ребёнку радостно уже от того, что с ним говорят, и он что-то поймёт, запомнит слово, обозначающее объект, предмет или действие.

Ниже будут приведены специальные упражнения, тренирующие познавательную сферу ребёнка, а пока – ещё одна общая рекомендация: когда ребёнок сосредоточенно занят игрой, делом, когда ему читают или рассказывают, его не отвлекают. Всё остальное – еда, сон, гости, разговоры – второстепенно. Отвлекаясь сами, вы учите отвлекаться и ребёнка. Играя с ним, обучая его, показывая и рассказывая, вы должны заботиться о внимании так же, как и о понимании. Вы указываете, неназойливо выговариваете, мягко принуждаете, настойчиво развивая внимание как привычку.

А вот продолжительность занятий определяется возрастом ребёнка. Дети 3- 4 лет обычно могут работать не более 15-20 минут, 5-6 лет – около получаса, дети постарше – не более 45 минут.

Особое внимание рекомендуется обратить на возраст появления вопросов: в полтора года – «кто это?», «что это?», в три года – «почему?», «зачем?». Если ребёнок не задаёт этих вопросов, задайте их сами, рассказывайте интересно, стимулируя их любознательность. Чем глубже, ярче, образнее ответы на вопросы «кто?», «что?», «откуда?», «куда?», «когда?», «зачем?», «почему?», «что будет?», тем сильнее развивается интеллект ребёнка. Уши, глаза родителей должны стать ушами, глазами ребёнка – только тогда ребёнок научится видеть и слышать нужное, когда будет делать это вместе с родителями.

Привлекайте внимание ребёнка к окружающей жизни, к явлениям природы, животным, растениям, к людям и их поведению, к случаям и событиям. Наибольшее значение имеет ориентация в людях, в их чувствах, мотивах поступков. Используйте любую ситуацию из обыденной жизни, из сказок, телепередач, чтобы обратить внимание ребёнка на эмоциональное состояние другого человека. Понимая других, ребёнок учится понимать себя и управлять своим эмоциональным состоянием.

С 4-5 лет беседуйте с ребёнком, оговаривая с ним в игре свои действия, мотивы, цели, планы, побуждайте его мыслить вслух.

Давайте рассмотрим специальные упражнения на развитие познавательной активности и эмоциональной сферы ребёнка, которые вы можете использовать в занятиях и играх дома. Однако должна заметить, что не следует называть ребёнку то или иное упражнение. Дети любят заниматься тем, что им доступно; при выполнении слишком сложных заданий возможен отказ от работы, а в некоторых случаях даже плач, крик. Ни в коем случае не принуждайте ребёнка. Занятие должно быть увлекательной игрой, а не скучным уроком.

включить в занятия любимую куклу, мягкую игрушку и вместе с ними обыграйте задание. Иногда пусть кукла выполняет задания, это может стимулировать ребёнка.

Упражнение с пирамидкой

Отрабатывайте сначала навык надевания колец на стержень; не обязательно, чтобы ребёнок сразу собирал пирамидку правильно.

На втором этапе покажите ребёнку, что кольца имеют разный размер, сравните большое и маленькое кольца.

На третьем этапе научите ребёнка раскладывать снятые кольца справа от стержня по порядку – с учётом размера, а затем брать эти кольца поочерёдно и надевать их на стержень.

Проявляйте терпение, помогайте ребёнку, используя разные приёмы: словесные напоминания («не пропускай колечко», «не переворачивай», «надевай правильно»); показ, если ребёнок неверно выполняет задание; совместные действия, зрительно-осязательный контроль (обхватив руку малыша своей рукой, проведите ею сверху вниз по поверхности: «Какая гладкая у нас получилась пирамидка!»).

Упражнение с предметами разного цвета

Подберите палочки, кубики и другие предметы разного цвета – например, 5 кубиков красного цвета и 5 кубиков зелёного цвета.

Возьмите красный кубик и попросите ребёнка найти такой же, затем возьмите зелёный кубик и опять попросите ребёнка отыскать точно такой же.

Рассортируйте с ребёнком кубики по коробочкам: в одну сложите красные кубики, в другую – зелёные.

Упражнение на цветовые различия (если ребёнок не различает цвета)

Предложите игру: «Я строю красную башню. Найди мне ещё один красный кубик». Не оказывайте давления, спрашивая: «Какого он цвета?»

На первых порах не требуйте, чтобы ребёнок запоминал названия цветов, - главное, чтобы он правильно раскладывал кубики по цвету.

Упражнение с матрёшкой

Сначала используйте матрёшку с одним вкладышем: научите ребёнка открывать и закрывать, вкладывать и вынимать, совмещать рисунок. Обратите внимание на величину матрёшки – одна большая, другая маленькая. Усложните задание: возьмите два-три вкладыша. Выстраивайте матрёшек в ряд, подчёркивая разницу в величине, собирайте матрёшку вместе с ребёнком. Постоянно подсказывайте ребёнку: «Открой эту матрёшку, а теперь эту», «Как закрыть матрёшку?», «Давай сделаем, чтобы они стали красивыми, совместим рисунки», «Возьми большую матрёшку, вложи в неё среднюю» и т.д.

Упражнение с предметами разной величины

Вырежьте из картона разные фигурки: все квадраты – синие, все треугольники – зелёные, все кружочки – красные. Фигурки должны быть разного размера: диаметр большого кружка примерно 4-5 см, маленького – 2-3 см; сторона большого квадрата и треугольника – 4-5 см, маленького – 3 см. Сначала покажите ребёнку только кружочки, объясняя, чем они отличаются: «Маленький прячется в ладошке, а большой трудно спрятать. Давай разложим маленькие в одну коробочку, а большие – в другую».

Развитие тонкой моторики

Учите ребёнка держать карандаш в руке, замечать следы карандаша на бумаге. Рисуйте вместе с ребёнком, удерживая его руку с карандашом в своей. Заранее изобразите на листе бумаги тучу, а затем вместе с ребёнком нанесите штрихами капельки дождя, рассказывая при этом историю или стишок про дождик.

Рисуйте красками, сначала трёх цветов – красной, желтой, синей. «Смотри, у нас на кисточке сидит зайчик. Вот как он прыгает – прыг-прыг, прыг-скок». И на бумаге появляются красочные цветовые пятна. Затем нарисуйте листопад: «Вот подул ветерок, полетели листочки с дерева, упали на травку. Падают, падают листья, в нашем саду листопад».

Как можно чаще рисуйте с ребёнком – домик, человечка, машинку, паровозик и т.д.

Лепка из пластилина: покажите, как можно сделать из пластилина шарик, палочку, кружок. Слепите еду для игрушечных животных.

Просмотр книжек с картинками

Старайтесь как можно больше привлекать внимание малыша к рассматриванию картинок в книжках. Разговаривайте с ребёнком, показывая изображения животных, знакомых ребёнку предметов, людей. Задавайте ему вопросы: «Покажи, где киска?», «Как киска мяукает?» и т.д.

Читайте ребёнку стихи, потешки, считалочки, пойте песенки. Сопровождайте чтение каждого стихотворения имитацией соответствующих действий, понятных ребёнку.

Формирование игровой деятельности

Играйте в куклы с девочками и мальчиками. Придумывайте маленькие истории из жизни куклы. Покажите ребёнку, как её одевать, кормить, гулять с ней. Играйте в различные игры с имитацией животных, с которыми ребёнок знаком (например, в кошки-мышки, в Мишку косолапого).

Стройте их кубиков мосты, домики.

Упражнения на развитие внимания, памяти, восприятия:

«Чего не хватает на столе?»

Расставьте на столе 5-6 игрушек, попросите ребёнка внимательно посмотреть на эти игрушки. Пусть ребёнок отвернётся и угадает, что вы убрали со стола. Потом добавьте игрушку-другую, спросите, что появилось на столе.

Разрезанные картинки

Возьмите картинку с нарисованными на ней хорошо знакомыми ребёнку предметами. Разрежьте эту картинку на две части и попросите ребёнка соединить эти части вместе, угадать, что это за предмет.

Если это задание не получается, заготовьте две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две части. Дайте ребёнку разрезанную картинку, покажите ему целую и предложите: «Вот посмотри на эту картинку, на ней нарисован мяч; сложи две части, чтобы у тебя получилась такая же картинка такая же картинка с мячом». После предложите ребёнку картинки, разрезанные на 3-4 части.

Загадывайте ребёнку загадки, раскрашивайте картинки, находите различия на картинках, играйте в лабиринты на картинках. Играйте в сюжетные игры: «Магазин», «Школа», «Больница». В этих играх старайтесь закреплять знания и умения: определение формы, размера, цвета предмета; соотношение предметов по длине, высоте, ширине; понимание значения предлогов (в, под, над) в речи, расположение предметов в пространстве (снизу, справа, слева и т.д.), умение вежливо разговаривать, обращаться с просьбой, благодарить, терпеливо выслушивать собеседника.

Упражнения на развитие тактильной чувствительности:

«Угадай на ощупь»

Подготовьте геометрические фигуры, вырезанные из картона. Предложите ребёнку: «Давай ощупаем эту фигурку. Вот так проводим пальцем по краю квадратика. Вот это уголок, он острый… поворачивай… сейчас ведём пальцем вниз… опять уголок…» Когда ребёнок потренируется на каждой фигуре, предложите ему сделать то же самое, но с закрытыми глазами.

«Что лежит в мешочке»

Предложите игру: «Смотри, Карина, что я достала из мешочка. А теперь ты достань что-нибудь». Когда ребёнок достанет и назовёт все предметы (пуговки, шарики, куколок, зверушек и т.п.), сложите всё обратно и предложите сделать то же самое, но с закрытыми глазами.

Тренировать познавательные процессы можно играя в такие игры:

«Я фотоаппарат»

Предложите ребёнку вообразить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д. Пусть ребёнок в течение минуты рассматривает все предметы в комнате и «фотографирует» по заданным признакам – например, все предметы красного цвета, или все круглые предметы, или предметы, названия которых состоят из двух слогов. Соревнуйтесь между собой, кто больше «сфотографирует».

«Съедобное – несъедобное», «Бывает – не бывает»

Бросайте мяч ребёнку, называя слово (первая игра) или ситуацию (вторая игра). Если то, что вы назвали, съедобное (или бывает в жизни) – ребёнок ловит мяч, если нет – ловить не нужно. Например (в игре «Бывает – не бывает»): «Папа пошёл на работу», «Поезд летит по небу», «Кошка хочет есть», «Мальчик виляет хвостом» и т.п. Игра развивает внимание.

«Не пропусти животное и растение» (мебель, профессию, посуду, зверя, одежду и т.п.)

Взрослый называет слова в быстром темпе; услышав слово, обозначающее животное, ребёнок хлопает в ладоши, а услышав слово, обозначающее растение, поднимает вверх руку. Когда будет хорошо получаться, добавьте до 3-4 групп названий. Игра тренирует внимание, скорость реакции.

«Сравнивание предметов»

Чем похожи и в чем отличаются вода и молоко, город и село, кукла и девочка и т.п.

«Рыба – птица – зверь – цветок – дерево – фрукт»

Игра в форме считалочки. Можно играть всей семьёй: тот, на ком остановился счёт, должен, не повторяясь, назвать представителя данной группы.

«Угадай-ка»

Игра, в которую тоже можно играть всей семьёй. Возьмите картинки, изображающие различные предметы, явления окружающего мира, разложите их в ряд изображениями вниз. Взрослый берёт картинку, описывает свойства изображённого на ней предмета, а ребёнок должен угадать по описанию, что изображено на картинке. Если угадал – меняетесь ролями. Теперь ребёнок описывает картинку, а вы угадываете.

«Кто тут прячется?»

Раскладываем в ряд не менее 6 картинок с изображениями животных, предметов. Говорите ребёнку: «Запомни, кто здесь, - пока они не спрятались!» Затем переворачиваем картинки изображениями вниз, и ребёнок должен всех найти: «Тук-тук, кто здесь спрятался?»

«Бегает – летает – плавает»

Игра в форме считалочки. Тот, на ком счёт остановился, должен назвать одного представителя данной группы.

«Дотронься до….»

Раскладываем на столе предметы или картинки (до 10 штук). Малышам даём задание дотронуться ручкой до какого-либо предмета, для детей постарше называем только признаки предмета, до которого нужно дотронуться. Игра развивает скорость реакции и ориентацию в пространстве.

«Назови части предмета»

Для малышей показываем картинки и задаём вопрос: «Что есть у домика (машины, дерева, человека и т.п.)?» Для детей постарше кидаем мячик и просто называем слова. Игра развивает восприятие, речь.

«Запомни и сосчитай»

Читаем небольшой текст, одновременно взрослый стучит карандашом по столу. Ребёнок должен запомнить содержание текста и сосчитать удары.

Не теряйте терпения, не опускайте руки, упорно занимайтесь с ребёнком. Нет таких усилий, которые чрезмерны, когда речь идёт о детях.

Используемая литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком: как? М.,2001

2. Гарбузов В. Нервные и трудные дети. М.:АСТ; Спб.: Астрель, 2006

3. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. Спб., 2004

4. Хухлаева О., Хухлаев О., Первушина И. Маленькие игры в большое счастье. М., 2001

Категория: Заметки психолога | Добавил: cppimsp (20.03.2019)
Просмотров: 543 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar