Открыть своё сердце навстречу добру нас учит сказка. Сказкотерапию можно назвать «детским» методом потому, что сказки обращены к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека. И, действительно, чтение и осознание сказок в детстве играет огромную роль. Если говорить более подробно, то сказкотерапия - это такое направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развивать самосознание и решать многие другие вопросы. Этот метод имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно, около десяти лет назад. Ядром любой сказки является метафора. Именно глубина и точность метафоры определяет эффективность сказкотерапии при работе с детьми и взрослыми. Сказкотерапия - это способ передачи необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.
Сказка оказывает сильное воздействие на эмоциональное состояние детей, а эмоции играют значимую роль с самого начала жизни ребёнка и служат индикатором его отношения к окружающему миру. Эмоциональная жизнь дошкольника связана с преобладанием чувств над всеми сторонами деятельности ребенка. Основной чертой правильного эмоционально- волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций. В поведении и развитии детей дошкольного возраста не редко встречаются нарушения поведения и, именно, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Сказка является эффективным и доступным для дошкольников средством, слушая сказки дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Сказка – веками наработанная ценнейшая информация высочайшей плотности, доступная детскому пониманию.
Методы сказкотерапии:
- рассказывание сказок (групповое и индивидуальное),
- сочинение сказок,
- рисование сказок,
- анализ сказки,
- постановка сказки.
В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.
Эффективность метода сказкотерапии:
- у детей лучше развивается моторика и координация движений;
- дети учатся снимать физическое и психическое напряжение;
- увеличивается работоспособность детей, способность к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться;
- успешно совершенствуются волевые качества;
- дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.
Ипользуемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь. Путешествуя по сказкам, у детей пробуждается фантазия и образное мышление, ребенок освобождается от стереотипов и шаблонов, дает простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.
Сказка способна перед каждым открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца.
Батура Юлия Сергеевна, педагог-психолог
МДОУ «Ясли – сад № 393 города Донецка»
Использованная литература:
1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства - изд. «Питер»
2. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. — М., 2003г.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика
сказкотерапии.- СП6., 1998.
|