Вторник, 23.04.2024, 03:44
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи управления образования администрации города Донецка


Меню
Категории раздела
Социальный педагог знает [6] Заботливый родитель [18]
Дневник детства [18] Заметки психолога [26]
Вход
Новые статьи
[11.04.2024]
"Как понять подростка" (0)
[26.02.2024]
Елизавета "Мое увлечение" (0)
[05.12.2023]
Талант Леры (0)
[30.11.2023]
Тема "Что такое хорошо, что такое плохо. Нравственное воспитание детей и подростков" (0)
[31.10.2023]
Тема "Важность доверительных отношений. Когда дети говорят неправду" (0)
Поиск
Поделиться
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Психологическая служба » Заметки психолога

МАЛГОРИТМ ПЕРВОЙ ДОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

(из материалов Гершанова Александра, израильского специалиста по работе с травмой)

ПРОТОКОЛ.

1. Установление контакта

Для установления контакта важно ваше взаимное расположение, комфортность вашего расположения для клиента. Стоять перед человеком, лучше «глаза в глаза». Важно проверить реакцию (слышит, видит…) и получить реакцию.

-Ты меня видишь? Кивни, если да.

2. Создать безопасное, физиологически комфортное место.

Назвать свое имя.

- Меня зовут ... Я пришел(ла) тебе помочь/ я здесь для того, чтобы тебе помочь.

Не говорите, что вы психолог, психиатр, даже если вы - да, это может спровоцировать ненужную реакцию. Если вы медик - можно.

Если помощь необходима ребенку и рядом его родитель, обязательно спросить у него разрешение на работу с ребенком.

3. Возвращаем имя - идентичность.

- Как тебя зовут?

4. Соединение событий в одну цепь, возвращение чувства непрерывности жизни, возвращение авторства действий.

Обращение по имени и дальше задаем ряд вопросов:

- Куда ты шел, что ты делал, когда ...? (завыла сирена, начались выстрелы - назовите ситуацию).

5. Повторить за ним ответ - четко и ясно. Дополнить, если знаете ситуацию. Без эмоций и подробностей.

Присоединение к человеку. Например,

- Ты дрожишь, плачешь(т.е. описываем состояние). Но ты сейчас здесь в безопасности, я с тобой, ты в безопасном месте, тебе окажут помощь…

6. Включение мышления.

Дать простые задания. 

Посмотреть номер дома, посчитать людей вокруг и т.д. Могут быть "очень примитивные ".

- Помоги мне, мне очень нужно узнать, какой номер у этого дома?

- Возьми, пожалуйста, бутылку воды? Помоги отнести….

7. Нормализация.

- Все твои реакции, чувства, которые ты чувствуешь - это нормально. Это нормальные реакции на ненормальную ситуацию.

8. Включить способность ощущать.

Если человек в ступоре - застыл и не реагирует, можно пробовать вывести его движением своих рук - не резким. Дать в руки что-то хорошо тактильное, не горячее, можно холодное.  Например, снег, лед. Посмотреть, чтобы начал ощупывать, реагировать хотя бы минимально. Важно включить способность ощущать.

9. Возвращение контроля.

Вот вода, попей.

Не совать молча воду, салфетки вытереть слезы - человек должен сам взять.

10. Как раньше справлялся со стрессом.

- Скажи, у тебя бывали стрессовые ситуации в жизни?

- Такое в первый раз

- Да, сейчас так. А не такие сильные, в обычной жизни?

- Называет

- Как ты с ними справлялся?

Дождаться ответа, помочь вспомнить.

11. Создание поддерживающей среды.

Восстановление связей с родными, близкими, друзьями (по возможности).

Делать это нужно очень аккуратно.

-А кто из родных, близких, знакомых…мог бы вам помочь?

-С кем я могу Вам помочь связаться…?

Комментарий: оказывать первую допсихологическую помощь людям в остром стрессе и шоке в наших условиях может оказывать необязательно психолог.

КРАТКО:

1. Не работайте с чувствами. Не время спрашивать о чувствах и выражать их.

2. Позаботьтесь о безопасности - своей и человека - от внешней угрозы.

3. Помогите найти свою устойчивость, замедлится. Ваша задача - говорить четко, медленно, с паузами. Короткими предложениями. Без лишних умных слов. Не махать руками. Стоять спокойно. Быть мягким и директивным. Вы - сейчас опора для него.

4. Ваша устойчивость - это ваше тело. Стопы, ось позвоночника, смягченный живот - по возможности. Дыхание - ровное.

5. Не вступать в споры с человеком. Он может говорить разное, то, что не совпадает с вашим мировоззрением. Орать и ругаться. Не спорьте и не обсуждайте. Идите четко по инструкции.

6. Не пытайтесь уговорить человека "успокоиться и перестать" - у вас или не получится, или будет ухудшение и развитие ПТСР.

ПРОТОКОЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ШОКОВОЙ СИТУАЦИИ

П - прикосновение (коснитесь или обнимите ребёнка)

Д - движение (встряхнуться, прыгнуть, потянуться, потопать ногами, помахать руками)

Д - дыхание (свеча и цветок - выдох, задержка, вдох)

П- позитивное убеждение (ты молодец, ты здорово справляешься, я с тобой, мы все вместе, Всевышний нас хранит, мы в безопасности)

Б - упражнение бабочка (попеременное постукивание себя по плечам с позитивными словами «я есть», «я молодец»)

Обращаем внимание, травма наблюдателя имеет такие же последствия, как и Травма участника.

Если Вы не находитесь в непосредственной опасности, но знаете, видите, как плохо другим, будьте внимательны к психическому здоровью своему и своих детей!

Как поддержать тех, кто не рядом.

«Вопросы еврейской бабушки», связанные с удовлетворением элементарных базовых потребностей:

- Как ты?

-Ты кушал?

-Тепло ли тебе?

-Как ты спал?   и т.д.

Категория: Заметки психолога | Добавил: cppimsp (22.03.2022)
Просмотров: 163 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar