(из материалов Гершанова Александра, израильского специалиста по работе с травмой)
ПРОТОКОЛ.
1. Установление контакта
Для установления контакта важно ваше взаимное расположение, комфортность вашего расположения для клиента. Стоять перед человеком, лучше «глаза в глаза». Важно проверить реакцию (слышит, видит…) и получить реакцию.
-Ты меня видишь? Кивни, если да.
2. Создать безопасное, физиологически комфортное место.
Назвать свое имя.
- Меня зовут ... Я пришел(ла) тебе помочь/ я здесь для того, чтобы тебе помочь.
Не говорите, что вы психолог, психиатр, даже если вы - да, это может спровоцировать ненужную реакцию. Если вы медик - можно.
Если помощь необходима ребенку и рядом его родитель, обязательно спросить у него разрешение на работу с ребенком.
3. Возвращаем имя - идентичность.
- Как тебя зовут?
4. Соединение событий в одну цепь, возвращение чувства непрерывности жизни, возвращение авторства действий.
Обращение по имени и дальше задаем ряд вопросов:
- Куда ты шел, что ты делал, когда ...? (завыла сирена, начались выстрелы - назовите ситуацию).
5. Повторить за ним ответ - четко и ясно. Дополнить, если знаете ситуацию. Без эмоций и подробностей.
Присоединение к человеку. Например,
- Ты дрожишь, плачешь(т.е. описываем состояние). Но ты сейчас здесь в безопасности, я с тобой, ты в безопасном месте, тебе окажут помощь…
6. Включение мышления.
Дать простые задания.
Посмотреть номер дома, посчитать людей вокруг и т.д. Могут быть "очень примитивные ".
- Помоги мне, мне очень нужно узнать, какой номер у этого дома?
- Возьми, пожалуйста, бутылку воды? Помоги отнести….
7. Нормализация.
- Все твои реакции, чувства, которые ты чувствуешь - это нормально. Это нормальные реакции на ненормальную ситуацию.
8. Включить способность ощущать.
Если человек в ступоре - застыл и не реагирует, можно пробовать вывести его движением своих рук - не резким. Дать в руки что-то хорошо тактильное, не горячее, можно холодное. Например, снег, лед. Посмотреть, чтобы начал ощупывать, реагировать хотя бы минимально. Важно включить способность ощущать.
9. Возвращение контроля.
- Вот вода, попей.
Не совать молча воду, салфетки вытереть слезы - человек должен сам взять.
10. Как раньше справлялся со стрессом.
- Скажи, у тебя бывали стрессовые ситуации в жизни?
- Такое в первый раз
- Да, сейчас так. А не такие сильные, в обычной жизни?
- Называет
- Как ты с ними справлялся?
Дождаться ответа, помочь вспомнить.
11. Создание поддерживающей среды.
Восстановление связей с родными, близкими, друзьями (по возможности).
Делать это нужно очень аккуратно.
-А кто из родных, близких, знакомых…мог бы вам помочь?
-С кем я могу Вам помочь связаться…?
Комментарий: оказывать первую допсихологическую помощь людям в остром стрессе и шоке в наших условиях может оказывать необязательно психолог.
КРАТКО:
1. Не работайте с чувствами. Не время спрашивать о чувствах и выражать их.
2. Позаботьтесь о безопасности - своей и человека - от внешней угрозы.
3. Помогите найти свою устойчивость, замедлится. Ваша задача - говорить четко, медленно, с паузами. Короткими предложениями. Без лишних умных слов. Не махать руками. Стоять спокойно. Быть мягким и директивным. Вы - сейчас опора для него.
4. Ваша устойчивость - это ваше тело. Стопы, ось позвоночника, смягченный живот - по возможности. Дыхание - ровное.
5. Не вступать в споры с человеком. Он может говорить разное, то, что не совпадает с вашим мировоззрением. Орать и ругаться. Не спорьте и не обсуждайте. Идите четко по инструкции.
6. Не пытайтесь уговорить человека "успокоиться и перестать" - у вас или не получится, или будет ухудшение и развитие ПТСР.
ПРОТОКОЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ШОКОВОЙ СИТУАЦИИ
П - прикосновение (коснитесь или обнимите ребёнка)
Д - движение (встряхнуться, прыгнуть, потянуться, потопать ногами, помахать руками)
Д - дыхание (свеча и цветок - выдох, задержка, вдох)
П- позитивное убеждение (ты молодец, ты здорово справляешься, я с тобой, мы все вместе, Всевышний нас хранит, мы в безопасности)
Б - упражнение бабочка (попеременное постукивание себя по плечам с позитивными словами «я есть», «я молодец»)
Обращаем внимание, травма наблюдателя имеет такие же последствия, как и Травма участника.
Если Вы не находитесь в непосредственной опасности, но знаете, видите, как плохо другим, будьте внимательны к психическому здоровью своему и своих детей!
Как поддержать тех, кто не рядом.
«Вопросы еврейской бабушки», связанные с удовлетворением элементарных базовых потребностей:
- Как ты?
-Ты кушал?
-Тепло ли тебе?
-Как ты спал? и т.д.
|