Составитель: Орехова Л.Н., методист центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи управления оборазования администрации г.Донцка
ДЕТСКИЙ НЕРВНЫЙ КАШЕЛЬ
Дети, к сожалению, болеют достаточно часто, ведь их иммунная система еще не окрепла, и она не в состоянии эффективно защищать организм. Болезни сопровождаются различными симптомами, одним из которых является кашель. Это весьма неприятная проблема, вызывающая дискомфорт. Однако далеко не во всех случаях кашель является признаком наличия заболевания – иногда он может возникнуть у детей на нервной почве.
Многие исследователи считают, что в основе нервного кашля лежат психологические причины. Т.к. детская психика только формируется, она еще не устоялась, остается подвижной. Дети эмоциональны, бурно реагируют на события, драматизируют, тяжело переносят критику, и стрессовые нагрузки вследствие чего может появляться кашель на нервной почве. Симптомы неврологического кашля чаще всего проявляются у 4-8 летнего ребенка, усиливаются в подростковом возрасте.
Вызвать кашель могут:
- напряженная учеба;
- сильная физическая нагрузка;
- конфликты в семье и с ровесниками;
- слишком строгое воспитание;
- предстоящее публичное выступление (утренники, учебные конференции, соревнования);
- экзамены; внезапный испуг (просмотр фильма ужасов).
Важно при кашлевых приступах у детей обратиться к квалифицированному врачу, чтобы верно определить причину болезни и не пропустить развивающуюся инфекцию или нервное расстройство. Диагностировать нервные кашлевые приступы поможет внимательное наблюдение за ребенком, определение ситуаций, в которых они возникают. Если отсутствуют другие симптомы респираторных заболеваний и спокойный ночной сон не прерывается приступами, это свидетельствует о нервной причине. Лечение невротического кашля у ребенка включает посещение детского психолога, который поможет справиться с проблемами. Именно эти проблемы требуют пристального внимания родителей, а кашлевые приступы — отчаянный сигнал о помощи.
Рекомендации родителям:
-
- рационализировать режим дня, предусматривающий чередование периодов работы и отдыха, для исключения перенапряжений;
- регулярные прогулки на свежем воздухе;
- нельзя ругать ребенка, если он продолжает кашлять. Лучше не акцентировать внимания на этом факте. Наоборот, нужно обращать внимание на то, какие факторы провоцируют приступы кашля у ребенка, чтобы избегать их;
- детям при расстройствах нервной системы (да и здоровым детям тоже) полезны физические нагрузки умеренной интенсивности — спортивная секция;
- уменьшить время, проводимое ребенком за телевизором и перед компьютером;
- из рациона исключить продукты, содержащие кофеин (шоколад, чай). На замену им придут магнийсодержащие продукты — орехи, овощи зеленого цвета;
- создавать доброжелательную и спокойную обстановку в семье;
- помогать ребенку в адаптации среди сверстников;
- прививать навыки самоконтроля;
- формировать позитивное отношение к жизни;
- расслабляющие ванны с травяными отварами приведут нервную систему в порядок;
- освоение техник релаксации, медитации способствует обретению контроля над нервными реакциями;
- уделять внимания позитивным занятиям, которые вызывают прилив положительных эмоций;
- облегчить проявление нервного кашля у ребенка можно успокаивающими препаратами растительного происхождения, травяными чаями, массажем (строго по назначению врача!).
Психика и тело человека тесно связаны между собой и влияют друг на друга. В свете развития психосоматики вновь возрождается советский лозунг «В здоровом теле – здоровый дух», и наоборот, соответственно.
Литература
1.Бакирова З.А., Мочалов С.М., Куксо П.А. Последствия нарушения психоэмоциаонльной сферы человека // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 3-2. С. 382-385.
2.Жукова Н.В. Клиника внутренних болезней. Основы психосоматики. Психиатрия. - М.: Человек, 2010. - 48 с.
3. Краснов А.А. и др. Основы психосоматики. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2012. - 112 с.
4. Кулаков С.А. Психосоматика. - М.: Речь. - 320 с.
5. Шанина Г.Е. Психогигиена и психопрофилактика. - М.: Логос, 2013. - 148 с.
|