Верно сказанное слово – половина дела.
За последние десятилетия резко возросла речевая патология детей дошкольного и школьного возраста, что отмечается и в специальной литературе. Особая острота проблемы состоит в том, что дети с недостаточно сформированной речевой компетенцией оказываются неготовыми к началу школьного обучения. И прежде всего это отрицательно сказывается на овладении ими грамотой.
В связи с этим большая ответственность за состояние речевого развития детей и подростков ложится не только на логопеда, но и на учителя, воспитателя и классного руководителя. Необходимо помнить, что устную речь у школьника (особенно младших классов) надо развивать не только в плане расширения словарного запаса и оформления грамматической её стороны, но и в плане специальной тренировки её внешнего звукового оформления: воспитания ритмичности, четкости звукопроизношения, интонационной выразительности, т.е. всего того что способствует укреплению речедвигательной стереотипии как базального компонента экспрессивной речи. В этом нам помогает использование на уроках логопедических минуток.
Логопедические минутки должны быть достаточно короткими (что и следует из их названия), разнообразными, интересными. Они должны соответствовать изучаемой на неделе теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. В структуре урока логоминутки могут занимать различное место.
Проведенные в начале урока, они выступают в качестве увлекательного задания, быстро организующего учащихся, активизирующего зрительное и слуховое внимание. Проведенная в середине урока логоминутка, особенно оформленная в виде игры, конкурса и т.п., дает детям небольшую передышку, переключая их внимание, задействуя иные анализаторы.
Эффективно использовать такие упражнения:
Речь с движением
Мы играем на гармошке.
Громко хлопаем в ладошки.
Головой слегка качаем.
Руки кверху поднимаем.
Наши ножки: топ, топ.
Наши ручки: хлоп-хлоп!
Вниз ладошки опускаем,
Отдыхаем, отдыхаем.
Упражнение «Подскажи словечко»
(развитие слухового внимания, памяти, чувства рифмы)
Его за руку взяла
И в шатер свой ...(увела).
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул ...(со спицы).
(«Сказка о золотом петушке»)..
Дифференциация свистящих и шипящих звуков
Хлопни в ладоши (подними фишку), услышав в слове:
а) звук С:
зайка, весна, колос, цапля, шарф,сердце
костер, певец.
б) звук Ш
шакал, ослик, кошка, жара, малыш, стакан, кофейник,
бассейн, шторм.
По статистике более трети учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по русскому языку и чтению. Большинство педагогов начальной школы достаточно квалифицированны и хорошо ориентированы в этой проблеме, поэтому не ссылаются на невнимательность, рассеянность или недобросовестность школьников, а напрямую связывают успеваемость по русскому языку и чтению с имеющимися у детей недостатками речевого развития. Вместе с тем, далеко не все учащиеся с нарушениями речи нуждаются в обучении в специальной «речевой» школе.
Автор: логопед ЦППиМСП Бородина С.И.