Обследование дошкольников начинается с изучения состояния связной речи ребенка, которая может иметь диалогическую или монологическую форму. Соблюдая принцип от общего к частному и от простого к сложному, ребенку предлагаются следующие виды заданий:
• составление описательного рассказа по впечатлению (по памяти);
• составление описательного рассказа с опорой на объект или по картинке;
• составление повествовательного рассказа по впечатлению;
• составление повествовательного рассказа по сюжетной картинке;
• составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок.
Задания должны даваться в коммуникативно-значимой для ребенка форме. Желательно, чтобы составление рассказа не носило искусственного характера и либо являлось составной частью беседы, либо было представлено в виде игры. Темой рассказа должен стать эмоционально значимый для ребенка объект или событие. Так, описательный рассказ может быть посвящен описанию домашнего животного, если таковое имеется у ребенка дома, или любимой игрушки, а повествовательный текст — проведенному дню в детском саду, или поездке в выходные дни. Картинки, которые используются в данном случае должны быть достаточно реалистичны и не вызывать у ребенка затруднений при узнавании объектов, изображенных на них. Инструкции предъявляются заинтересованным тоном голоса и могут быть сформулированы следующим образом: «Расскажи мне, пожалуйста...», «Давай сравним, какой у тебя и меня есть ...», «Посмотри, какой у меня есть мишка. У тебя такой же? Расскажи...», «А как ты провел выходные дни? Интересно, ты хорошо запомнил, где вы были в воскресенье?», «Рассмотри внимательно картинку и придумай рассказ. Что было сначала, что случилось потом, чем все закончится. А теперь расскажи. Мне интересно, какой рассказ ты придумал!», «Вот тебе две картинки на выбор. Выбери себе одну, но мне не показывай, какую ты выбрал. А теперь по этой картинке составь рассказ, а я попробую догадаться, по какой» и др.
Естественно, что ребенку не надо предъявлять все виды заданий. Если ребенок составляет развернутые рассказы без наглядных опор, это свидетельствует о достаточном уровне сформированности связной речи. Если он затрудняется, то мы определяем, насколько развернутыми должны быть внешние опоры, чтобы ребенок мог составить рассказ. Кроме обследования самостоятельной связной речи ребенка, полезно обследовать понимание им связной речи на примере рассказов описательного и повествовательного характера.
Виды работы:
• пересказ описательного текста и/или ответы на вопросы;
• пересказ повествовательного текста и/или ответы на вопросы;
• сокращение (компрессия) текста;
• соотнесения текста и картинки или объекта.
Тексты для этого диагностического пакета должны быть заранее отобраны и адаптированы к нуждам обследования.
По ходу беседы с ребенком и обследования связной речи логопед обращает внимание на уровень сформированности таких видов деятельности, как говорение и аудирование, а также на уровень сформированности тех языковых средств, которые обеспечивают эти процессы:
• текста как лингвистической структуры;
• грамматического оформления высказывания (тип используемых предложений, их структура, наличие средств словоизменения и словообразования, адекватность их использования);
• словарного запаса (соответствие объема словаря возрастным нормам и потребностям высказывания, адекватность его использования, смысловое наполнение лексики);
• соответствия звукопроизношения нормам русского языка в рамках местного диалекта и возрастным нормативам;
• звукослогового и ритмического наполнения лексики (акцентный контур слова);
• темпа говорения;
• особенностей подачи голоса и голосоведения;
• паралингвистических средств: выразительности, паузации, интонации.
В соответствии с выявленной проблематикой проводится более подробное или углубленное обследование отдельных сторон речи, выявляется уровень владения различными языковыми средствами, характер затруднений и причины появления данных затруднений. При отсутствии данных показаний углубленное обследование речи не проводится.
Бородина С.И., логопед ЦППиМСП
|