21 марта 2018 года на базе центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи управления образования администрации г. Донецка состоялось занятие с элементами тренинга «Метафорические ассоциативные карты как уникальный инструмент и помощник в работе психолога», на котором присутствовали 27 специалистов психологической службы города Донецка.
Заместитель директора Тарасенко-Конюшенко С.В. познакомила педагогов-психологов (практических психологов) с историей возникновения первой колоды карт и напомнила, что метафорические ассоциативные карты (МАК) это одна из проективных методик, близкая рисуночным тестам.
Светлана Викторовна перечислила более 20 вариантов уникальных карточных колод, каждую из которых можно использовать, как самостоятельно, так и в комбинациях с другими.
Группа участников внимательно отнеслась и к области применения МАК. А это:
- межличностные отношения (личные, дружеские, семейные и др.)
- прояснение и разрешение конфликтов (внешних или внутренних)
- работа с посттравматическим синдромом (проработка психологических травм)
- работа с психосоматическими заболеваниями и зависимостями
- исследование семейных систем (детско-родительских и супружеских отношений)
- исследование взаимоотношений в коллективах
- выработка позитивного мышления (развитие творческого потенциала и поиска ресурсного состояния)
- моделирование и исследование любых процессов в прошлом и будущем
- самоанализ и саморазвитие (развитие творческих способностей) работа со страхами и многое другое.
Участники занятия получили возможность в процессе практической работы пронаблюдать, как с помощью МАК можно не только расположить клиента к доверительной беседе, но побудить его к откровенному разговору о своих проблемных ситуациях.
Светлана Викторовна, используя технику рационально-эмотивного поведенческого консультирования, продемонстрировала специалистам психологической службы алгоритм работы с использованием МАК.
Она обратила внимание участников на то, что при выкладывании «проблемного рядя», консультант преследует цель актуализировать переживания, вычленить проблему, определить автоматические мысли, способ решения, его эффективность и определить, как это все связано с мировосприятием и убеждениями клиента.
Точкой перехода к «альтернативному ряду» становится определение перспектив, анализ резервов и сильных сторон, а так же препятствий и способов их преодоления.
Завершая работу, необходимо мотивировать клиента на четкое проговаривание того, что, как и когда он собирается делать по решению этой проблемы, какие навыки и знания применит, сделав оптимистическое внушение, обязательно поблагодарить за сотрудничество, выводя на положительный эффект.
Все участники пребывали в нетерпении перейти от теоретической части к практике.
На занятии специалисты психологической службы не только познакомились с упражнениями, направленными на сплочение коллектива, освоили их на практике, но и получили возможность почувствовать себя в роли сильного, красивого, умного, надежного человека, такого, каким его видят остальные участники мероприятия.
|