Застенчивые дети выглядят удивительно похоже.
Опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, в сторону, в потолок, почти никогда в глаза, ёрзанье на стуле, тихий голос, затруднение при ответе на самые простые вопросы.
Застенчивые дети готовы провалиться сквозь землю или стать невидимками, лишь бы их не трогали. Но в большинстве случаев застенчивость всего лишь маска, за которой скрываются иные трудности психологического характера.
Важно понять какие чувства испытывает застенчивый ребёнок, чтобы помочь ему справиться с существующей проблемой.
Рассмотрим ряд наиболее вероятных трудностей и варианты той поддержки и помощи, которую могут оказать родители.
Трудности: Ребёнок может обладать от природы неуёмной жаждой лидерства, но, не умея её реализовать, замыкается в себе. Столкнувшись с первыми неудачами, он не знает как действовать дальше и просто избегает контактов.
Родителям! Постарайтесь определить, какая деятельность для вашего ребёнка наиболее успешна и интересна, создайте благоприятные условия для раскрытия его способностей, поддержите его лидерские начинания.
Трудности: Застенчивым детям часто кажется, что они хуже других и поэтому они не решаются проявлять себя.Остро реагируют на критику и легко впадают в уныние.
Родителям! Необходимо повышать самооценку ребёнка, формировать его представление о собственной значимости, уверенность в своих силах.
Трудности: Застенчивые дети часто сосредоточены на собственных переживаниях, считают себя наиболее несчастными и обиженными.
Родителям! Важно постепенно разворачивать вектор внимания ребёнка во внешний мир, стараясь пробудить в детской душе жалость и сострадание к тем, кому действительно сложно.
Трудности: Дети всегда подражают родителям, берут пример с мамы и папы. Если родители предпочитают уединённый образ жизни, то и ребёнок будет стремиться избегать общения.
Родителям! Стремитесь расширить круг своего общения, покажите ребёнку, что в мире много интересных людей и каждый из них уникален по-своему. Научите ребёнка дружить, и вы сделаете его счастливым.
Трудности: Не прибавляет уверенности застенчивому малышу и тревожность родителей. Заявления о том, что ребёнок неуклюж, неталантлив, неусидчив, что у него ничего не получается способны выбить из-под ног и без того зыбкую землю. Не удивительно, что после подобного вердикта ребёнок и в дальнейшей жизни и не пытается попробовать свои силы.
Родителям! Маленького человека важно окрылить, вдохновить, заставить поверить в собственные силы, тогда он и во взрослой жизни не будет пасовать перед трудностями, зная, что с любыми неприятностями можно справиться.
Трудности: При авторитарном стиле воспитания, когда любые действия ребёнок совершает под диктовку, у него формируется пассивность и неуверенность в себе.
Если маленький человек лишён инициативы в простых и повседневных условиях, то не стоит требовать от него изобретательности при столкновении с новыми людьми и ситуациями.
Родителям! Если мамы и папы хотят помочь ребёнку преодолеть свою скромность, то важно начать с себя. Умерьте свою тревожность и скованность, а одновременно с этим снизьте планку критики и требований к дочери или сыну.
Конечно, ребёнок не взрослый, ему гораздо больше нужна опека сильного, но он должен иметь возможность манёвра, иначе у него, как и у взрослого, возникнет чувство, что его взяли за горло и он начнёт сопротивляться. Один ребёнок станет демонстрировать упрямство и примерять на себя роль шута, а другой откажется от взаимодействия с окружающими, станет «невидимкой».
Повышение самооценки начинается с похвалы. К сожалению, мы чаще щедры на критику, но даже от справедливой критики не возникает желания самосовершенствоваться.
Помните, что для ребёнка похвала важна в большей степени, чем для взрослого, ведь у него нет вузовского диплома, престижной работы, изобретений и прочих подтверждений своей значимости.
Родителям! Ребёнка нужно чаще хвалить НИ ЗА ЧТО. Просто за то, что он есть на белом свете. Иначе он начнёт думать, что маме с папой важнее его успехи, а не он сам.
Всячески помогая сыну или дочери преодолеть свою застенчивость, следует не перекраивать его личность, а развивать её, превращая недостатки в достоинства.
Благодаря такому подходу в воспитании ребёнок становится раскованным, уверенным в себе. А из уверенного ребёнка вырастает уверенный взрослый.
Рекомендации подготовила Мухина И.А., методист ЦППиМСП
Использованы материалы: Шишова Т. Застенчивый невидимка. М.: Издательский дом. Искатель, 1992
|