Методические рекомендации
для специалистов психологической службы системы образования
«Организация деятельности социального педагога
с детьми и семьями льготных категорий»
Социальный педагог – это незаменимый сотрудник образовательного учреждения, который работает над созданием оптимальных условий для всестороннего и благоприятного развития личности обучающихся (социального, духовно-нравственного, профессионального, физического).
Социальный педагог в силу специфики своей профессии активно взаимодействует с администрацией школы, педагогическим коллективом, педагогом-психологом, педагогом-организатором, медицинским работником, обучающимися и их родителями (законными представителями).
Одной из основных задач социального педагога выступает социальная защита прав несовершеннолетних, а также их жизненного пространства. Для достижения положительных результатов в ходе выполнения поставленных целей и задач деятельность данного специалиста подразумевает установление эффективных связей и партнерских отношений между двумя социальными институтами – семьей и школой.
В процессе своей профессиональной деятельности социальный педагог активно занимается установлением и поддержанием межведомственных связей с представителями районных, городских и республиканских органов, к которым относятся: управление образования района, Отдел (сектор) по делам несовершеннолетних, Отдел по делам семьи и детей, Управление труда и социальной защиты населения, Республиканский (городской) центр занятости.
Одним из наиболее актуальных проблемных вопросов деятельности социального педагога в образовательном учреждении на сегодняшний день является организация работы с детьми льготных категорий.
Система работы образовательного учреждения по социальной защите должна осуществляться в соответствии с законодательными актами Донецкой Народной Республики:
● Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (Постановление №I-233П-НС от 19.06.2015г.);
● Закон Донецкой Народной Республики «О социальной защите инвалидов» (принят Постановлением Народного Совета 15.05.2015г. (С изменениями, внесенными Законом от 11.08.2017 № 189-IНС));
● Закон Донецкой Народной Республики «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (Постановление №I-166П-НС от 30.04.2015г.);
●Закон о внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (принят Постановлением Народного Совета 14 апреля 2017 года);
● Закон Донецкой Народной Республики «О противодействии экстремистской деятельности» (Постановление №I-185П-НС 29.05.2015г.);
● Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 378 от 06.08.2015г. «Об утверждении Типового положения о психологической службе в системе образования» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 20.08.2015г. № 385);
● Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 377 от 06.08.2015г. «Об утверждении Типового положения об учете детей и подростков школьного возраста от 6 до 18 лет, проживающих на территории микрорайона, закрепленного за муниципальной образовательной организацией» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 20.08.2015г. № 392);
● Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 905 от 15.12.2015г. «Об утверждении Инструкции об организации и порядке ведения в образовательных организациях учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении»;
● Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 338 от 07.04.2016 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
● Приказ Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики № 476 от 27.03.2018г. «Об утверждении Порядка и форм первичной учетной документации по разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, детей-инвалидов» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 18.04.2018г. № 2555);
● Приказ Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики, Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 69/2 /531 от 17.09.2015г. «Об утверждении льготных категорий детей и перечня документов» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 24.09.2015г. № 521);
● Приказ Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики № 70/5 от 13.06.2017г. «Об утверждении формы льготного билета ребенка-сироты/ребенка, лишенного родительского попечения, и Порядка выдачи льготного билета ребенка-сироты/ребенка, лишенного родительского попечения» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 04.07.2017г. № 2086);
● Приказ Государственной службы по делам семьи и детей Донецкой Народной Республики № 13 от 15.05.2015г. «Об утверждении Временного Порядка» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 03.06.2015г. № 178);
● Приказ Государственной службы по делам семьи и детей Донецкой Народной Республики № 14 от 15.05.2015г. «Об утверждении Временной Инструкции» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 03.06.2015г. № 179);
● Приказ Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики № 7/5 от 22.01.2016г. «О создании Координационного совета по защите прав детей и социальной поддержке семьи» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 15.02.2016г. № 1010);
● Письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 2207/21-58 от 03.08.2018г. «Информационно-методические материалы по организации деятельности, планированию и ведению документации специалистов психологической службы системы образования Донецкой Народной Республики в 2018-2019 учебном году»;
● Письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 1094 от 14.03.2017г. «Информационно-методические материалы для специалистов психологической службы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»;
● Конвенция о правах ребенка;
● Декларация прав ребенка;
● Декларация о правах инвалидов.
На основании вышеперечисленных нормативно-правовых актов Донецкой Народной Республики на базе общеобразовательного учреждения создаются документы, регламентирующие деятельность социального педагога.
К ним относятся:
- план работы по социальной защите (согласно письму Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 2207/21-58 от 03.08.2018г. «Информационно-методические материалы по организации деятельности, планированию и ведению документации специалистов психологической службы системы образования Донецкой Народной Республики в 2018-2019 учебном году»);
- приказ «О назначении общественного инспектора по охране детства» (согласно Закону Донецкой Народной Республики «Об образовании», Конвенции о правах ребенка);
- приказ «О проведении общественного смотра условий содержания, обучения, трудоустройства и социальной защиты несовершеннолетних льготных категорий, детей из семей, оказавшихся в социально опасном положении» (согласно Закону Донецкой Народной Республики «Об образовании», Конвенции прав ребенка).
Следует отметить, что согласно Приказу Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики, Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №69/2-531 от 17.09.2015г. «Об утверждении льготных категорий детей и перечня документов» к льготным категориям детей относятся:
- дети из многодетных семей;
- дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения;
- дети из малообеспеченных семей;
- дети, потерпевшие от Чернобыльской катастрофы;
- дети из семей вынужденных переселенцев;
- дети погибших шахтеров;
- дети с туберкулезной интоксикацией (только в дошкольных учреждениях).
Дети перечисленных категорий пользуются всеми льготами, которые предоставляет государство, а также имеют право на бесплатное питание в образовательном учреждении.
Помимо льготных категорий, которые отмечены в Приказе Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики, Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №69/2-531 от 17.09.2015г. «Об утверждении льготных категорий детей и перечня документов», в образовательном учреждении целесообразно охватить вниманием следующие категории обучающихся:
- дети, воспитывающиеся в семьях одиноких матерей/отцов;
- дети-инвалиды;
- дети погибших военнослужащих;
- дети, стоящие на учете в Службе по делам несовершеннолетних (СДН);
- дети, стоящие на учете в Отделе по делам семьи и детей (ОДСД).
Списки обучающихся по категориям формируются и обновляются социальным педагогом совместно с заместителем директора по воспитательной работе на начало учебного года после проведенной паспортизации классов. Следует отметить, что составление социального паспорта класса полностью зависит от классного руководителя, его осведомленности о социальном положении той или иной семьи. Все данные и сведения об обучающихся и их семьях целесообразно собирать при помощи анкетирования на первом родительском собрании. Анкета должна быть грамотно построена и включать в себя вопросы о наличии льгот и подтверждающей их документации.
На основе проведенной паспортизации классов формируется социальный паспорт образовательного учреждения, в котором прослеживается количество детей по всем вышеперечисленным категориям. Социальный паспорт утверждается директором образовательного учреждения и хранится в папке по социальной защите в течение всего учебного года. В случае необходимости в социальный паспорт вносятся корректировки, после чего обновленный документ с указанием даты внесения изменений распечатывается и вкладывается в папку.
В дальнейшем социальным педагогом совместно с классными руководителями производится сбор подтверждающей льготу документации для формирования папок и с целью предоставления бесплатного питания:
- для детей из многодетных семей – удостоверение ребенка из многодетной семьи (копия) / справка ребенка из многодетной семьи (копия);
- для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения – документ, определяющий статус ребенка-сироты / ребенка, лишенного родительского попечения (копия);
- для детей из малообеспеченных семей – справка управления труда и социальной защиты населения о том, что семья получает государственную помощь малообеспеченным семьям;
- для детей, потерпевших от Чернобыльской катастрофы – удостоверение ребенка, потерпевшего от Чернобыльской катастрофы (копия);
- для детей из семей вынужденных переселенцев – справка городской, районной в городе, районной администрации о том, что семья является вынужденными переселенцами;
- для детей погибших шахтеров – Акт о несчастном случае, связанном с несчастным случаем на производстве, форма Н-1 (копия);
- для детей с туберкулезной интоксикацией – справка соответствующего медицинского учреждения о том, что ребенок состоит на диспансерном учете, как ребенок с туберкулезной интоксикацией.
Отдельно ведется работа с такими категориями учащихся как:
- дети-инвалиды – удостоверение ребенка-инвалида, справка медицинского учреждения;
- дети, которые воспитываются одинокими матерями или отцами – справка управления труда и социальной защиты населения о получении помощи на ребенка, который воспитывается одинокой матерью / отцом;
- дети погибших военнослужащих – справка соответствующего органа, фиксирующего смерть военнослужащего.
Подтверждающие льготу документы у данных категорий собираются для дальнейшего предоставления оздоровительных путевок и участия в праздничных мероприятиях, если такие предусмотрены районом или городом.
Работа социального педагога с обучающимися льготных категорий организуется и планируется в соответствии с направлениями деятельности специалистов психологической службы, указанными в «Информационно-методических материалах по организации деятельности, планированию и ведению документации специалистов психологической службы системы образования Донецкой Народной Республики в 2018-2019 учебном году» (Письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 2207/21-58 от 03.08.2018г.).
К ним относятся:
●Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста. Готовность детей к школе.
●Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода.
●Профилактика девиантного, самоповреждающего и суицидального поведения.
●Профилактика делинквентного поведения.
●Профилактика конфликтов и жестокого поведения среди детей. Профилактика насилия в семье.
●Профориентационная и профильная работа.
●Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
●Социальная защита детей, подростков и студенческой молодежи.
●Психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.
●Формирование Я-концепции, здорового образа жизни.
●Психологическая помощь и поддержка участников образовательного процесса, пережившим травматические события и находящиеся в кризисных состояниях.
Внимательно изучив и ознакомившись с данными направлениями, социальный педагог выстраивает свою деятельность по социальной защите детей льготных категорий, включая в планирование следующие мероприятия:
● социально-психологическое просвещение учащихся и родителей по вопросам социального развития ребенка, основных законодательных актов;
● диагностическая работа с обучающимися льготных категорий;
● защита прав несовершеннолетних.
Социально-психологическое просвещение семьи в настоящее время является одним из самых необходимых и востребованных комплексом мер социального педагога при организации своей профессиональной деятельности. У родителей в силу быстротекущего темпа жизни, занятости на работе и других обстоятельств, к сожалению, не остается времени для самообразования, когда можно самостоятельно повысить свой уровень родительской компетентности, изучая литературу по вопросам внутрисемейных отношений и воспитания ребенка. Детям же эти знания самостоятельно получить не откуда. Исходя из этого, социальному педагогу так важно включать в годовое планирование просветительские мероприятия по вопросам семейного воспитания, социализации и адаптации детей, а также по знакомству родителей с основными нормативными актами, касающихся льгот. Социальный педагог может организовать психологическое просвещение в той форме, которая является в определенный момент и конкретной ситуации наиболее эффективной: беседа, индивидуальное консультирование, выступление на родительском собрании, лекторий для родителей, беседа при посещении семьи на дому и т.д.
В ходе социально-педагогического просвещения с обучающимися льготных категорий и их семьями перед социальным педагогом стоит ряд задач:
- способствовать успешной адаптации ребенка в новой среде (образовательном учреждении, ученическом коллективе);
- помогать в раскрытии способностей и развивать стремление к творческой деятельности;
- привлекать к внеурочной занятости, а именно – посещению секций и кружков дополнительного образования;
- контролировать посещение образовательного учреждения;
- осуществлять защитную функцию (соблюдение всех льгот, предусмотренных законодательно, представление прав и интересов ребенка в других инстанциях);
- проводить мероприятия профилактической направленности согласно основных направлениям деятельности специалистов психологической службы.
Важно, чтобы вся проведенная работа как индивидуальная, так и групповая, отображалась в Журнале учета рабочего времени и/или в Журнале консультаций. В таком случае становится возможным без затруднений отследить поэтапность работы с ребенком или семьей, результативность выполнения программы, а также положительную динамику.
Диагностическая работа с обучающимися льготных категорий носит важное значение. Однако следует отметить, что большая часть данного направления отводится педагогу-психологу. Данное направление включает в себя изучение особенностей личностного развития ребенка и подростка, его эмоционального состояния, особенностей влияния ближайшего окружения на процесс его социализации и адаптационный период. Важно помнить, что изучение индивидуальных особенностей несовершеннолетнего должно быть направлено, в первую очередь, на поиск резервов личности, ее потенциалов и нераскрытых возможностей, а уже потом – на определение имеющихся проблем, над решением которых будет выстраиваться дальнейшая работа.
Социальный педагог может осуществлять диагностику как самостоятельно, так и совместно с педагогом-психологом, используя разнообразные анкеты, опросники и методики. Следует отметить, что при выборе диагностического инструментария необходимо учитывать такие параметры как валидность, надежность и соответствие цели запроса.
Наиболее распространенной и удобной формой диагностической деятельности в рамках социальной работы выступает анкетирование. Анкеты составляются социальным педагогом исходя из проблемы, которая рассматривается в данный момент и подлежит изучению. По содержанию анкета должна охватывать только одну проблему.
Анкеты – это один из самых простых и доступных методов получения достоверной информации при работе с учащимися. В зависимости от цели диагностики анкетирование может носить разную тематику. Например: «Что вы знаете о здоровом образе жизни?», «О курении», «Права ребенка», «Наркотики и подросток», «Осведомленность по вопросам ВИЧ и СПИД», «Насилие и его проявление», «Я и окружающие» и т.д.
Анкетирование дает возможность на раннем этапе определить обучающихся с отклоняющимся поведением, выявить семьи, в которых ребенок подвергается насилию или жестокому обращению со стороны взрослых.
Все результаты, полученные в ходе диагностики, фиксируются в индивидуальной карточке психолого-педагогического сопровождения обучающихся. В данном документе отображаются выводы и рекомендации классному руководителю, родителям и обучающимся. Содержание диагностической работы и вся информация по ее итогам конфиденциальна и предназначена только для служебного использования. В случае необходимости для организации совместной коррекционной работы родителям и педагогам сообщается только та часть интерпретационного материала, которая не содержит количественных характеристик, а лишь носит ознакомительный характер.
Защита прав несовершеннолетних – это самостоятельное и широкое направление деятельности социального педагога, без которого невозможно полноценно организовать деятельность по социально-педагогическому сопровождению обучающихся.
В данном случае социальный педагог выступает инспектором по охране детства, в функции которого входит обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
Защитная функция подразумевает выявление и поддержку обучающихся, которые нуждаются в социальной защите и особом внимании, защиту их прав и интересов. В первую очередь, это касается детей, которые имеют льготы – дети-инвалиды, дети под опекой, дети из многодетных семей, дети из малообеспеченных семей, детей из семей вынужденных переселенцев. Но не стоит забывать и о детях, которые не имеют льгот, а нуждаются в защите – это дети, которые подвергаются насилию и жестокому обращению в семье или со стороны сверстников, дети из семей с низким воспитательным потенциалом.
Что же включает в себя защита прав несовершеннолетних? Это целый комплекс мер, который базируется на законодательных актах. В данном случае деятельность социального педагога подкреплена нормативными документами, в которых можно четко проследить функции специалиста по защите прав ребенка (Закон ДНР «Об образовании», Закон ДНР «О социальной защите инвалидов», Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, Декларация о правах инвалидов).
Защита прав несовершеннолетних подразумевает непосредственное участие социального педагога в разноплановых мероприятиях, затрагивающих права и интересы обучающихся. К таким формам работы можно отнести следующие:
- сотрудничество с Отделом по делам семьи и детей (ОДСД) – оказание помощи семьям в оформлении документов, получении удостоверений, контроль за соблюдением всех прав несовершеннолетних, имеющих льготы (сохранность закрепленного жилья, получение пособий/пенсий/алиментов, санитарно-курортное оздоровление), ходатайство по поводу оказания материальной помощи семьям, совместное посещение семьи на дому, составление плана совместных мероприятий;
- сотрудничество со Службой по делам несовершеннолетних (СДН) –проведение профилактической и просветительской работы, совместное посещение семьи на дому, составление плана совместных мероприятий;
- сотрудничество с Управлением труда и социальной защиты населения (УТСЗН) – сверка по выплатам пособий (детям-сиротам и лишенных родительского попечения, малообеспеченным семьям, многодетным семьям, одиноким матерям / отцам);
- сотрудничество с Управлением пенсионного фонда (УПФ) – сверка по выплатам пенсий (по потере кормильца, по инвалидности).
Выполняя защитную функцию, социальный педагог в обязательном порядке изучает условия проживания и воспитания детей льготных категорий посредством визита в семью. Визит в семью должен быть согласован с родителями (законными представителями). Устанавливается дата и время, подготавливается акт обследования жилищно-бытовых условий для заполнения на месте.
При посещении семьи изучаются условия проживания ребенка, наличие у него отдельной комнаты, спального и рабочего места, оснащенного столом и необходимыми бытовыми вещами для организации досуга и выполнения учебных заданий. Следует обратить внимание на санитарное состояние жилья, наличие порядка, чистоту в помещениях, освещенность.
Желательно, чтобы социальный педагог подготовил перечень дополнительных вопросов, с помощью которых была бы возможность одновременно с осмотром вести беседу с родителями (законными представителями). Вопросы должны быть ориентированы на изучение занятости ребенка во внеурочное время, организацию его досуга, наличие хобби, увлечений, любимых игр, проведение совместного времени с родителями.
По окончанию визита социальный педагог на месте в присутствии родителей (законных представителей) заполняет акт обследования жилищно-бытовых условий, в котором отображается состояние жилья и условия проживания ребенка на момент посещения. После того как родители (законные представители) ознакомятся с готовым актом, они оставляют свою подпись, чтобы в дальнейшем избежать непредвиденных конфликтных ситуаций.
Итоги смотра рассматриваются на заседаниях Совета профилактики и педагогическом совете, все полученные данные фиксируются в протоколах.
Следует подытожить, что социальный педагог при организации работы с детьми льготных категорий так же, как и при работе со всеми обучающимися образовательного учреждения, осуществляет превентивное воспитание, повышает уровень социально-правовых знаний всех участников образовательного пространства, пропагандирует здоровый образ жизни, оказывает помощь в период социального и профессионального самоопределения личности.
Социальный педагог выступает посредником, он координирует работу педагогического коллектива, семьи, межведомственных служб и центров с целью построения благоприятной социальной среды для развития личности обучающегося.
Список полезных источников для использования в работе:
Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
Письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 2207/21-58 от 03.08.2018г. «Информационно-методические материалы по организации деятельности, планированию и ведению документации специалистов психологической службы системы образования Донецкой Народной Республики в 2018-2019 учебном году».
Рабочая документация социального педагога по социальной защите детства / Т.Н.Поддубная, О.В.Агошкова; под общ. ред. Т.Н.Поддубной. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 281с. (Закон и общество).
Справочник социального педагога: 5-11 классы / Авт.-сост Т.А.Шишковец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАШ, 2007. – 336 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие /Т. И. Шульга. — М. : Дрофа, 2005. - 254, |2| с. : ил.
Составитель: Чернобай Елена Александровна, методист центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи управления образования администрации города Донецка
|